Найти в Дзене
Новый драматический театр

Крепостной театр в России

Оглавление
"Был казачком, форейтором, садовником, доезжачим, кучером, поваром, кофишенком. Был и актёром.
- Неужели?
- Как же был... на кеатре играл. Барыня наша кеатр у себя завела.
- Какие же роли ты занимал?
- Чего изволите-с?
- Что ты делал в театре?
- А вы не знаете? Вот меня возьмут и нарядят; я так и хожу, наряженный, или хожу, или стою, как придётся. Говорят: вот что говори. Я и говорю. Раз слепого представлял. Под каждую веку мне по горошинке положили... А потом опять поваром..." (Тургенев И. С., "Льгов")

Мысль об использовании бесплатного труда крепостных для театральных затей возникает почти одновременно с началом профессионального театра в нашей стране. Сохранились данные, что боярин Матвеев обучал своих крепостных сценическому искусству у Грегори. Есть сведения, что уже в конце XVII века устройством домашних театров интересовались и другие видные бояре, и эта практика постепенно укрепляется, особенно в правительственных кругах. "У герцогини Мекленбургской [Екатерины Иоанновны, дочери Иоанна Алексеевича, брата Петра Первого], женщины чрезвычайно весёлой, и в этот раз не обошлось без забавных приключений; она рассказывала, что актёр, исполнявший роль короля, вчера получил около 200 батогов", -- помечает Бергхольц в своих записях за 1722 год. Позднее с деятельностью крепостных актёров связывается "Балет цветов", поставленный на придворной сцене в 1744 году в честь обручения Петра III с будущей Екатериной II. Но эти театральные опыты носят вначале эпизодический характер. Только в начале 1770-х годов историки обнаруживают один из ранних крепостных театров в прямом смысле слова -- домашний театр графа П. Б. Шереметева в его подмосковном имении Кусково. Позже его наследник, Николай Шереметев прославится своей любовью к театру и романтической историей любви к крепостной актрисе, дочери кузнеца Ковалёва, оставшейся в истории под именем Прасковья Жемчугова...

Усадьба Шереметевых в Кусково
Усадьба Шереметевых в Кусково

Сеть крепостных театров росла с каждым днём, и к концу 18 века уже не было ни одного богатого помещичьего дома, где бы не гремели оркестры, не пели хоры, не возвышались бы театральные подмостки, на которых приносили посильные жертвы богиням искусства доморощенные #артисты. Чем же было обусловлено такое широкое и стремительное развитие крепостной сцены? Причин было несколько.

Во-первых, в то время материальное положение помещичьего общества было благополучным и стабильным, а крепостные утратили право даже жаловаться на своих хозяев.
Во-вторых, именно в 1770-е годы дворянская аристократия вынужденно отошла от активного участия в политической жизни России, и обострилось желание поместного дворянства поднять значение родовых "вотчин", противопоставив их императорскому двору.
В-третьих, уже многое известно было о европейской театральной жизни. В-четвёртых... не стоит забывать, что у многих владельцев земельных богатств было искреннее тяготение к искусству, а не просто желание во всём подражать царскому двору.
Всё это определило деятельность крепостного театра как в художественном, так и в бытовом отношении.

Театральный зал Шереметевых
Театральный зал Шереметевых

"Сам погружён умом в зефирах и амурах..."

Театральные затеи становятся неотъемлемой частью крепостного хозяйства, входят в повседневный уклад жизни помещика. Городские и усадебные крепостные #театры создаются и с тщеславной целью "угостить" спектаклем и соседей по имению, и светское общество в городе. Упомянутый граф Н. Шереметев имел два театра в подмосковных владениях (Кусково и Останкино), и ещё один в Москве. В этом городе существовало около 50 других крепостных театров... Это явление, как мы помним из школьной программы, нашло своё отражение в комедии А. С. Грибоедова "Горе от ума" ("Или вон тот ещё, который для затей / На крепостной балет согнал на многих фурах / От матерей, отцов оторванных детей...")

Театральный интерьер в Останкино
Театральный интерьер в Останкино

Аналогичным образом обстоят дела в других крупных городах России (в Петербурге, Казани, Орле, Пензе). При этом в целом ряде провинциальных городов именно крепостной театр был единственным театральным начинанием, обслуживая постепенно всё более широкий круг зрителей. Наряду с театром Шереметева, известность приобретают театры А. Р. Воронцова, помещиков Юрасовских и многие другие.

Где проходили представления крепостных театров

Большинство усадебных театров функционировало главным образом в летний период, когда помещики прибывали в свои деревни по хозяйственным делам. Тогда, наезжая друг к другу в гости, принимая визиты городских знакомых, помещики щеголяли собственными труппами и закатывали эффектные представления. Но вот наступала осень, в деревне становилось скучно. Помещик со своим семейством переезжал в ближайший губернский город, а за ним тянулась и труппа с декорациями, костюмами и прочим театральным инвентарём.

В городах представления давались чаще всего в самих помещичьих домах, в больших танцевальных залах, где на время действия устанавливали сценические подмостки с занавесом и оборудовали места для зрителей, с тем чтобы по окончании спектакля можно было вновь освободить место для танцев. Но были и специальные здания: театр в Кусково, например, был построен архитектором Валли, и по величине это здание превосходило московский Малый театр. В усадьбах наблюдалось и такое явление, как "воздушный театр", когда представления организовывали на открытом воздухе, среди газонов и цветников, английских и французских парков, на фоне природной #декорации.

Репертуар крепостных театров

Что же игралось в этих театрах? Стремясь не отстать от моды, а порой и по своим личным вкусам, владельцы театров культивировали оперно-балетные спектакли. Но был и драматический репертуар. Быстро откликаясь на появление новинок столичной сцены, крепостной театр эволюционировал и развивался вместе с ней в смысле отбора авторов и произведений. От комедий А. Сумарокова ("Приданое обманом", "Пустая ссора") переходил к пьесам Плавильщикова ("Бобыль"), Княжнина ("Хвастун", "Чудаки"); комическим операм Аблесимова ("Мельник - колдун, обманщик и сват") и т. д. На крепостной сцене появляется даже "Недоросль" Фонвизина и "Ябеда" Капниста.

Довольно широко был представлен и переводной драматургический пласт (Мольер, Реньяр, мелодрамы Коцебу, позднее - Шекспир). Был ряд оригинальных пьес, написанных специально для крепостных трупп, но в основном это были легкомысленные #комедии и развлекательные композиции, иногда с фривольным оттенком.

Представление для владельца театра и его гостей
Представление для владельца театра и его гостей

Крепостные актёры

Конкурируя друг с другом в блеске и великолепии своих личных театров, крупные помещики уделяли серьёзное внимание подготовке актёрских кадров. При театре Воронцова, например, была открыта целая театральная школа. С труппой Шереметева занимались "звёзды" той эпохи -- Шушерин, Плавильщиков, Сандунов, служившие в московском театре Меддокса. Просвещённые помещики сами руководили труппами, репетировали, давали актёрам указания. В отдельных случаях крепостными театрами создавались крепкие профессионалы, переходившие на частную сцену, если удавалось получить вольную. В 1806 году дирекцией казённых театров была откуплена за 32 000 рублей крепостная труппа помещика Столыпина, вошедшая в состав московской казённой сцены. В этой труппе были отличные актёрские силы: комики Кураев, Касаткин, Лисицын; актёр на роли слуг Кавалеров, актриса на роли гран-дам Баранчеева и другие. Тогда же в казну переходит труппа помещика Бахметева, в составе которой были самые разные #амплуа -- герои-любовники, благородные отцы, первые любовницы... Откупаются и отдельные актёры (у князя Волконского -- Зубов и Пруссаков, у Салтыкова -- Воеводин и т. д). В семьях крепостных актёров, не стяжавших громкой славы на казённой сцене, выросли многие выдающиеся деятели русского театра. Достаточно вспомнить, что знаменитый трагик Павел Мочалов был сыном крепостного -- Степана Мочалова. То есть, из недр крепостного театра был шанс выбиться на широкую творческую дорогу. Увы, это удавалось единицам...

В массе своей, оставаясь в бесконтрольном подчинении у владельца, крепостные были жертвами помещичьего произвола. Далеко не все были такими гуманными, как Николай Шереметев. В воспоминаниях о крепостном театре нередко рассказывается о том, как приостанавливалось действие потому, что за "провинность" исполнителей тут же секли розгами; как просвечивали под гримом и пудрой синяки от нанесённых накануне побоев, и каким издевательствам, и даже пыткам подвергались актёры в застенках крепостных театров...

Читайте на нашем канале другие исторические материалы:
"Не сталкиваться лбами на сцене!" (о русских провинциальных труппах 19 века и антрепризе)
Когда и где впервые был поставлен спектакль по Достоевскому?
9 слов и выражений, помогающих понять драматургию Островского