Поселок городского типа Сусанино – скромный райцентр в Костромской области, однако с богатым прошлым и сохранившейся исторической планировкой. Под названием Молвитино это село известно с конца XVI века как центр местной железорудной промышленности. Руду тогда добывали в тех самых болотах, куда потом Сусанин завел поляков (потому село и переименовали в советское время). Поскольку Молвитино стояло на дороге из Костромы в Галич, Вологду и Тотьму, в нем было много постоялых дворов, устраивались большие ярмарки, село активно развивалось. В XIX веке Молвитино стало центром суконно-валяльного производства – здесь делали валенки, шляпы и картузы. А в 1871 году село прославилось тем, что именно здесь Саврасовым была написана картина "Грачи прилетели".
В середине XIX века в Молвитино проживало около 3000 человек и насчитывалось 242 крестьянских дома, в том числе пять каменных, из них два двухэтажных. Основная часть кирпичных домов была построена уже в конце XIX – начале XX века.
Возможно, самый примечательный из них – дом Ивана Осипова, крупного местного торговца, занимавшегося шапочным промыслом:
Главное украшение дома – резной деревянный балкон:
Есть необычный элемент декора и на крыше:
Внутри сохранились печи с белым кафелем (можно увидеть в окно), росписи с орнаментом на потолке и парадная деревянная лестница с точеными балясинами (как пишут в интернете).
На другой стороне улицы Маркса стоит целый ряд старинных зданий:
Первое – усадьба Малышевых, с торговым первым и жилым вторым этажом:
К нему примыкает дом Василия Осипова (1908 г.), брата Ивана. Раньше на первом этаже был шапочный магазин, теперь тут библиотека:
Следующим идет жилой дом Гагарина, ныне – центр занятости:
Далее расположена усадьба конца XIX в. – деревянный жилой дом с заколоченными окнами и кирпичная торговая лавка :
Вид в обратную сторону:
На другой стороне улицы Маркса находится здание торговой лавки шапочника Чичагова:
Из объявления на стене дома следует, что только одну сусанинскую корову чудом не пустили еще на котлеты…
Массивный жилой дом Божедомова заброшен и заколочен:
С этой стороны раньше видимо был балкон или пристройка, но ничего не уцелело:
Дому шапочников Смирновых повезло больше – в нем находится детская школа искусств:
Еще один комплекс из жилого дома и торговой лавки конца XIX века, соединенных воротами:
Кто-то же повесил все эти таблички, но на реставрацию сил не хватает.
Современный дом с симпатичными наличниками. Но блин, зачем же ставить пластик…
Есть тут и вот такие дома советской эпохи – явно частично нежилые:
Основное здание земской больницы (1882 г.) недавно отреставрировано, сейчас здесь заседает суд:
Второму корпусу больницы повезло меньше, но и его окна недавно заботливо заколотили досками:
Безымянная руина:
Современная реальность – МФЦ и парикмахерская за одной дверью и упавший забор:
Центральная площадь поселка, образованная перекрестком улиц Маркса и Ленина:
На углу стоит жилой дом с лавками Сутягина (2-я пол. XIX в.). До революции здесь было волостное правление, а в советское время – райисполком.
Необычный Ленин – стоит боком к зданию:
А вот и та самая Воскресенская церковь, которую рисовал Саврасов:
Каменный храм впервые здесь был построен в 1690 году, перестраивался в XVIII и XIX вв.
Сейчас здесь находится музей, посвященный подвигу Сусанина.
От церкви открывается красивый вид на долину реки Воложницы:
Теоретически именно с этой дороги Саврасов должен был писать картину, чтобы колокольня была слева от собора. Но получается совсем непохоже на картину – низины за церковью нет, наоборот она на возвышенности:
Не удастся воспроизвести нужный вид и с противоположной стороны. Так что картина – художественный вымысел, фотошоп так сказать…