В российский прокат выходит фильм режиссера-дебютанта Флориана Зеллера, поставленный им по собственной пьесе. На грядущей премии «Оскар» картина представлена в шести номинациях, среди которых и главная «За лучший фильм». Рейтинг IMDb на данный момент составляет 8.30 (больше 20 тысяч голосов), что для авторского камерного кино является по-настоящему выдающимся показателем.
Однако пробу пера французского гения драматургии не все критики восприняли единодушно. И пока неофилософы глянцевых изданий спорят о концептуальном нарциссизме и безыдейности повествования, я расскажу вам, как правильно (и вообще зачем) смотреть фильм зрителю-обывателю, чтобы не напороться на лезвие неоправданных ожиданий.
Энтони — своеобразный одинокий британец в солидных летах. Жизнь его, конечно, стала слегка похожа на пожеванную аудиопленку, но в целом жаловаться не пристало: он бодр, вполне здоров — в общем, достойно доживает свой век.
И это иллюзия.
Реальность Энтони — компиляция снов, фантазий, настоящего и прошлого, случайных лиц и дат. Мужчина страдает прогрессирующим старческим слабоумием.
Деменция стала довольно частым гостем в кино и почти беспроигрышным вариантом достать путевку на соискание престижных премий. Однако фильм Зеллера вообще не «Оскар»-формат. В линейно-зависимом ряду претендентов на заветную статуэтку он исполняет роль противовеса. «Отец» скроен по лекалам доселе неизвестным зрителю, а в драматической вершине сюжета удобно расположилась сама деменция, сместив с важной позиции родственников, на долю которых выпадает несчастье быть свидетелями угасания личности. Они уходят на второй план, меняя лица и имена, — зритель остается один на один с коварной болезнью, что подобно демону вещает устами одержимой ею жертвы.
В этом-то приеме и состоит уникальность фильма: нам предлагают увидеть изнутри то, что еще никому кроме самого больного видеть не доводилось. Конечно, такая непростая конструкция предполагает сильную актёрскую игру в качестве главной составляющей. И она тут есть! «Отец» — бенефис Хопкинса, парад его актерских па. Очевидно, 82-летний артист воспринял роль как личный вызов. Играет он настолько самозабвенно и проникновенно, что временами накатывает чувство паники. Вторая звезда проекта, Оливия Колман, мягко подыгрывает своему старшему коллеге, оттеняя своим присутствием нарастающее безумие центрального персонажа.
Отдельно хочу отметить отсутсвие всякой спекуляции, коей грешат без преувеличения все фильмы той же проблематики. Зрителя ждёт добровольное и осознанное погружение в деформированный мир Энтони: бойтесь, если страшно, жалейте, если чувствуете жалость, не делайте ничего из этого, если не испытываете потребности.
Не стоит ждать от фильма о расслоении разума округлого и законченного сюжета. Смотреть его стоит из любопытства к коварной болезни, пожирающей человеческую память, симпатии к экспериментальному искусству и уважению к гению Энтони Хопкинса.
По-моему, здесь он сыграл лучшую свою роль.
Спасибо за внимание!
Если вам понравилась статья, то подписывайтесь на мой канал и мой инстаграм — впереди ещё больше интересного из мира кино!