Найти тему
Cinemacountry

"Отец". 6 номинаций на премию "Оскар" и одна из лучших ролей Энтони Хопкинса

В российский прокат выходит фильм режиссера-дебютанта Флориана Зеллера, поставленный им по собственной пьесе. На грядущей премии «Оскар» картина представлена в шести номинациях, среди которых и главная «За лучший фильм». Рейтинг IMDb на данный момент составляет 8.30 (больше 20 тысяч голосов), что для авторского камерного кино является по-настоящему выдающимся показателем.

Однако пробу пера французского гения драматургии не все критики восприняли единодушно. И пока неофилософы глянцевых изданий спорят о концептуальном нарциссизме и безыдейности повествования, я расскажу вам, как правильно (и вообще зачем) смотреть фильм зрителю-обывателю, чтобы не напороться на лезвие неоправданных ожиданий.

-2

Энтони — своеобразный одинокий британец в солидных летах. Жизнь его, конечно, стала слегка похожа на пожеванную аудиопленку, но в целом жаловаться не пристало: он бодр, вполне здоров — в общем, достойно доживает свой век.

И это иллюзия.

Реальность Энтони — компиляция снов, фантазий, настоящего и прошлого, случайных лиц и дат. Мужчина страдает прогрессирующим старческим слабоумием.

-3

Деменция стала довольно частым гостем в кино и почти беспроигрышным вариантом достать путевку на соискание престижных премий. Однако фильм Зеллера вообще не «Оскар»-формат. В линейно-зависимом ряду претендентов на заветную статуэтку он исполняет роль противовеса. «Отец» скроен по лекалам доселе неизвестным зрителю, а в драматической вершине сюжета удобно расположилась сама деменция, сместив с важной позиции родственников, на долю которых выпадает несчастье быть свидетелями угасания личности. Они уходят на второй план, меняя лица и имена, — зритель остается один на один с коварной болезнью, что подобно демону вещает устами одержимой ею жертвы.

-4

В этом-то приеме и состоит уникальность фильма: нам предлагают увидеть изнутри то, что еще никому кроме самого больного видеть не доводилось. Конечно, такая непростая конструкция предполагает сильную актёрскую игру в качестве главной составляющей. И она тут есть! «Отец» — бенефис Хопкинса, парад его актерских па. Очевидно, 82-летний артист воспринял роль как личный вызов. Играет он настолько самозабвенно и проникновенно, что временами накатывает чувство паники. Вторая звезда проекта, Оливия Колман, мягко подыгрывает своему старшему коллеге, оттеняя своим присутствием нарастающее безумие центрального персонажа.

-5

Отдельно хочу отметить отсутсвие всякой спекуляции, коей грешат без преувеличения все фильмы той же проблематики. Зрителя ждёт добровольное и осознанное погружение в деформированный мир Энтони: бойтесь, если страшно, жалейте, если чувствуете жалость, не делайте ничего из этого, если не испытываете потребности.

-6

Не стоит ждать от фильма о расслоении разума округлого и законченного сюжета. Смотреть его стоит из любопытства к коварной болезни, пожирающей человеческую память, симпатии к экспериментальному искусству и уважению к гению Энтони Хопкинса.

По-моему, здесь он сыграл лучшую свою роль.

Спасибо за внимание!

Если вам понравилась статья, то подписывайтесь на мой  канал   и мой инстаграм  — впереди ещё больше интересного из мира кино!