Всем привет. Думаю ни для кого не секрет, что российское образование находится в состоянии серьезного кризиса и если о проблемах математики, английского или истории мы периодически слышим, то о проблемах такого предмета как "труды" или на современный лад "технология" никто не говорит. Лично я считаю, что данный предмет не заслуженно обходят стороной, так как он является именно тем предметом, который учит тому, что реально может пригодиться в жизни.
Я работаю в обычной средней школе достаточно крупного села, которое является райцентром. В школе около 1200 учеников. Труды у нас ведет педагог со стажем, который имеет высшее образование по своему предмету. С момента моей работы в данной школе, мы с ним подружились, и когда у меня "окно" я иду к своему другу попить кофе, ну и параллельно наблюдаю за уроком. Последние два года мой коллега стал мне жаловаться на детей. Напишу несколько примеров:
1) Работа руками детям не интересна, если раньше дети заваливали вопросом, когда будем работать на станках, то теперь к этому стремятся считанные единицы.
2) Приходится по 100 раз объяснять одно и то же. Я сам наблюдал картину, когда объясняется последовательность действий, у каждого ученика есть чертеж и технологическая карта, все показано на примерах. И вот только подошли к делу, весь чуть не хором: "а что делать"? Приходится все по новой объяснять, а потом еще каждому показывать.
3) Отсутствуют базовые умения почти у всех мальчишек, т.е мальчики в 5 классе не знаю как держать молоток, отвертку, забить гвоздь становится очень сложной задачей. Видно, что дети дома ничего не делают, а это между прочим сельские дети.
4) Буквально 5 лет назад после уроков всегда оставались дети, которые доделывали поделки, готовились к конкурсам, просто изучали станки, что-то спрашивали. Теперь такого нет, даже на уроке большинство не хочет ничего делать.
5) Дети после начальной школы не знают сколько миллиметров в сантиметре, я сначала не поверил, но когда пришел на урок и увидел, что дети не могут отметить на заготовке условные 17 мм., то сам был в шоке. Вот и учит он ребятишек сколько миллиметров в сантиметре, а самое главное как все это применять на практике. Про штангенциркуль я вообще молчу. Он даже шутит, вот за первое полугодие изучили линейку.
6) Большинство детей не хочет заниматься трудом, для них это обуза, для современного ребенка урок труда становится очень сложным предметом, так как здесь знания реально применяются на практике.
7) Дети абсолютно безинициативны, т.е их надо постоянно подгонять, повторять одно и тоже, боятся сделать лишнее движение, а если начинают делать и у них что-то не получается, то сразу бросают дело.
8)Еще одной проблемой являются телефоны. При любой свободной секунде, они появляются в руках, коллега конечно борется с этим, но тоже постепенно проигрывает эту борьбу.
Конечно, в большинстве школ технология ведется абы как, да и с оснащением есть проблемы, но у нас есть полный комплект станков: токарные по дереву, ленточная пила, торцовочник, фрезеры, лобзиковые машины, шлифовальные, отдельно много ручного инструмента. Недавно купили токарный и фрезерный по металлу. Друг надеялся заинтересовать старшие классы металлообработкой, но интерес был кратковременный. Но самое главное, что в нашей школе есть настоящий специалист, который многому может научить детей, только нет у них желания.
Я ученикам говорю, что я вам завидую, когда я учился в школе, кроме токарного по дереву у нас ничего не было, да и труды преподавались не очень хорошо, а тут такое раздолье, учись не хочу, но нет, не интересен труд современному ребенку.
Благодарю за прочтение! Всем добра!