Более года Украина уклоняется от выполнения обязательств по процессуальной «очистке» лиц, переданных в ДНР в рамках обмена в 2019 и 2020 годах. При этом каждый раз придумывает новые не выдерживающие критики оправдания.
Так, на данный момент представители Киева в Минской гуманитарной группе пытаются объяснить «заминку» в процессуальной «очистке» ожиданием внесения изменений в Уголовный процессуальный Кодекс Украины относительно усовершенствования положений по осуществлению специального досудебного расследования. Соответствующий законопроект находится на рассмотрении в Верховной Раде.
По словам киевских переговорщиков, с принятием данных правок в Украине можно будет выносить приговоры без присутствия обвиняемой стороны. Это, в свою очередь, откроет возможность для применения к таким осужденным процедуры помилования. И буквально «развяжет руки» Киеву – позволит провести необходимые процессуальные действия в отношении уже фактически освобожденных граждан, а также определит механизм процессуальной «очистки» участников будущих обменов.
Однако истинные цели предлагаемых изменений не имеют ничего общего с решением задач по прекращению преследования участников событий в Донбассе.
Во-первых, закон не имеет обратной силы. Это означает, что изменения в действующий Уголовный процессуальный кодекс Украины, предполагающиеся данным законопроектом, не будут распространяться на правоотношения, возникшие до их принятия. То есть новые правовые нормы будут распространяться только на правоотношения, возникшие после вступления их в силу, и не затронут лиц-субъектов обмена 2019-2020 годов. Соответственно, процедура осуждения по-прежнему будет к ним неприменима.
Во-вторых, акты о помиловании подписывает лично президент Украины. Сроки подписания не регламентированы. И, как показывает практика, могут исчисляться годами.
В-третьих, «руки» киевских властей в случае принятия заявленных корректировок, действительно, будут «развязаны». Но речь не о свободе действий по выполнению гуманитарных обязательств. Законопроект призван упростить процедуру привлечения граждан к уголовной ответственности.
Сами инициаторы в пояснительной записке к документу не скрывают, что он разработан для обеспечения неотвратимости наказания лиц, совершивших уголовное правонарушение, вне зависимости от места их нахождения. Так, на сегодняшний день Интерпол отказывает украинским правоохранителям в удовлетворении запросов об объявлении граждан в международный розыск при наличии признаков политического преследования. В результате суды Украины не могут удовлетворить ходатайства о заочном следствии или заочном уголовном производстве в отношении таких лиц.
Если предложенные изменения в УПК будут приняты, процедура автоматически адаптируется под современные украинские реалии. Для заочного рассмотрения дел достаточно будет лишь объявления подозреваемого во внутригосударственный розыск.
Интересно, что основанием для объявления в розыск может послужить абсолютно любая информация. В том числе отсутствие данных о местонахождении подозреваемого или предполагаемая возможность его пребывания в другой стране.
Законопроект предполагает, что отсутствие подозреваемого не станет препятствием для избрания в отношении него бессрочной меры пресечения в виде содержания под стражей. Возможность же ее изменения не предусмотрена. В дальнейшем предстоят заочное осуждение и заочный приговор.
По сути, таким образом Киев законодательно упрощает возможность преследования и наказания неугодных граждан, минимизируя их шансы найти укрытие от незаконных обвинений на другой территории. Отмечу, что Украина подписала соглашения об экстрадиции с рядом стран, в числе которых Австрия, Италия, Германия, Турция, Грузия, Азербайджан, Польша и другие. Указанные государства будут обязаны выдать Украине лиц, в отношении которых принято решение об уголовном осуждении, пусть даже заочное. Учитывая, что от украинского «правосудия» никто не застрахован, последствия таких законодательных инициатив могут быть катастрофичными.
Особенно цинично, что общественности подобные преступные новации пытаются преподносить в контексте Минского процесса. На самом же деле все, что требуется от Киева в рамках Минских соглашений – шаг за шагом выполнять подписанные договоренности. В том числе пункт №5 Комплекса мер, который предусматривает принятие закона, запрещающего преследование и наказание участников событий в Донбассе.
Подробно: http://ombudsmandnr.ru/kiev-zakonodatelno-uproshhaet-vozmozhnost-presledovaniya-i-nakazaniya-neugodnyh-grazhdan-darya-morozova/