Найти тему
Судьбы

Добряки спасают нас: как волонтеры помогают женщинам в трудных ситуациях

Фотография взята с сайта pixabay
Фотография взята с сайта pixabay

Анне почти тридцать лет, у неё четверо детей, муж. На первый взгляд – обычная жизнь со своими радостями. Но всё наладить и ощутить то самое счастье, о котором так долго мечтала, получилось недавно. До этого рядом были недостойные люди, трагичное детство, из спутников жизни – нескончаемые проблемы, которые начались с наркотической зависимости родителей.

Одна против всех

Девушка росла в счастливой полной семье. Жили богато и ни в чем не нуждались, несмотря на кризисы 90-х и дефицит. Счастье разрушилось в минуту, когда Аня узнала, откуда у семьи столько денег. Её родители привозили наркотики из Центральной Азии для продажи, и вскоре наркотическое горе перестало быть чем-то далеким, не касающимся семью напрямую.

— Я помню это, как будто было вчера. Это был 1998 год, начала употреблять именно мама.Появились непонятные друзья, которые стали приходить к нам домой. Мама начала меня бить. В последний раз из-за того, что я пошла другой дорогой, у меня были ключи от квартиры, а ее куда-то делись. Она била меня об бетонный столб, через который проходят провода, разбила голову, сломала пальцы. У неё была наркотическая ломка, нужно было уколоться. Обычно она выгоняла меня в другую комнату, чтобы я этого не видела. Мне было восемь лет, но я всё это уже понимала.

Аня с опухшей головой и руками пошла к бабушке и больше никогда не вернулась к родителям. Сначала за наркотики посадили отца, потом мать. Их лишили родительских прав, и опекунство оформила бабушка. Девушка очень любила её, но счастье вновь оказалось недосягаемым — дедушка бил и морально издевался и над женой, и над внучкой.

В пятнадцать лет у Ани не стало последнего близкого человека — бабушка, измотанная многолетним насилием и горем детей, умерла от рака.

— Почему бабушка не ушла от мужа? — спрашиваю я у Ани.

— Советская закалка.

— Бьёт — значит любит?

— Не то что бы. Она была учительницей начальных классов, не умела кричать. Такой человек, вот к святым ее можно приравнять, вот правда. Ей всех было жалко. Уже перед её смертью я спросила — «Баб, ну почему ты от него не ушла? Мы бы вдвоём хорошо жили», — хотя я была трудным подростком, если признаться. Она говорит — «А куда мне уйти? Он не давал разрешения квартиру разделить. Куда бы я пошла? Дочерям не нужна, одна в тюрьме другая меня знать забыла».

Хватит

Чтобы девушка не попала в детский дом, жена двоюродного брата оформила над ней опеку и определила в интернат. Там Аня жила и училась, а в семнадцать лет встретила первую любовь, захотела создать свою настоящую семью и родила девочку Ангелину. Но каждый раз, когда казалось «наконец то всё хорошо», судьба слишком больно возвращала в реальный мир — парень начал пить, а потом и избивать Аню.

Как и бабушка, она много терпела, но в один момент сказала себе «хватит» и после очередного рукоприкладства навсегда рассталась с первым «принцем».

— Я приехала к своей тёте ночью, а она говорит: "Ну мне некуда тебя деть". И я оказалась на улице зимой, с ребёнком на руках. Сначала я пошла к подруге, потом к другой подруге. Потом ты понимаешь, что людям то не нужен, посторонний для них человек.

Несколько дней девушка с маленькой дочерью ночевала у теплотрассы. Идти было некуда – родительскую квартиру продала мать, чтобы оплатить очередную дозу, а в бабушкину не впускал дед.

Аня набралась сил и уехала к знакомой в Калмыкию на заработки, чтобы вернуться в родной Волжский, снять квартиру, и больше никогда не возвращаться в тот ад. Вот только ад всё никак не хотел заканчиваться. Девушка вновь полюбила, вышла замуж, родила двоих сыновей, и недавно пройденный сценарий стал повторяться: побои, психологическое насилие, издевательства над детьми.

Новая жизнь

Наученная горьким опытом, Аня выгнала мужа после первой же попытки ударить её и сына. Чтобы опять не остаться на улице уже с тремя детьми, девушка стала добиваться от администрации Волжского жилья. Ей это удалось, и она получила ключи от «шикарной» комнаты в общежитии с обгоревшими стенами, отсутствием ремонта и обгаженным полом – до неё здесь жили бездомные.

Аню, обессиленную многолетним скитанием по городам, улицам и друзьям такие условия совсем не пугали, а радовали — появился родной угол, из которого никто не выгонит. Оставалось сделать ремонт, на который не хватало денег. И тут, впервые после долгих лет окружающего равнодушия и жестокости, в жизни девушки появилась настоящая команда спасателей — «Клуб добряков».

Благотворительный проект сформировался в 2013 году. Тогда активистка и основательница Клуба Мария Субанта размещала на своей странице в Instagram информацию о том, кому и как можно помочь. Желающих не оставаться в стороне от несчастий незнакомых людей становилось все больше, и проект перерос в международный — волонтеры работают в России, Молдове и Беларуси.

Фотография взята с личной страницы Марии
Фотография взята с личной страницы Марии

— Я познакомилась с Леной [координатором проекта в Волгограде] и мне было очень неудобно обращаться [за помощью], потому что я понимала, что это немаленькая сумма, но на тот момент реально не было возможности купить всё. Лена опубликовала пост в социальных сетях и люди откликнулись, собрали деньги. «Добряки» потратили тысяч тридцать пять, не меньше. Поставили окно, купили стройматериалы, все расходники, линолеум.

Постепенно жизнь девушки начала налаживаться. Она встретила мужчину, вышла за него замуж и не попала в тот омут жестокости, который сопровождал ее половину жизни. Муж принял троих детей как своих, два года назад у них родился мальчик. Врачи поставили диагноз – порок сердца. Теперь Аня не одна и трудности переживаются легче. Она долго не могла попасть с ребёнком в кардиоцентр, «Добряки» помогли и в этом.

НЕ маленький человек

Несмотря на сложную судьбу, Аня не расстреляла в себе человека. Ей, как и бабушке, всех жалко и всем хочется помочь. После того, как отец вышел из тюрьмы, она поддерживала с ним отношения и, несмотря на переломанную судьбу, не переставала любить, но он умер от туберкулёза.

Поддерживала девушка и мать, которая после колонии вновь подсела на наркотики, ходила по избивающим её сожителям и вскоре умерла от рака. На вопрос, почему Аня продолжила с ней общаться, она, улыбаясь, отвечает — «обиды забываются», словно и не случилось у неё в жизни столько трагедий. Сейчас девушка помогает всем, кто обращается к ней — собирает детские вещи для женщин, которые так же как когда то Аня оказались в сложном положении одни с маленькими детьми, координирует их с «Добряками». Смеясь, говорит, что люди сами её находят.

— Я хорошо себя чувствую, когда помогаю кому-то. Были моменты, когда мне жить не хотелось, но посторонние люди помогали. Почему бы и мне не помочь, если есть возможность. Ведь не вся жизнь то в деньгах заключается и материальном благе. Я таким мелочам радуюсь, чувствую себя дурочкой какой-то. Конечно, плохо когда у тебя денег нету, но ничего, потом будут. Я просто знаю, что самое дорогое у человека это его жизнь. Я очень люблю жизнь, какой бы они ни была. Если захотеть всё можно пережить. Я перехоронила родителей, которые хотя бы были, бабушку. С мужем за пять лет тоже было, что пережить – и денег не было, и болезнь сына. Человеком надо оставаться. Я могу последнее отдать, знаю, что мне всё равно придёт.

Вы тоже можете стать Добряком. Информация о том, кто нуждается в помощи, находится на странице Добряков в Instagram, которую можно найти по названию вашего города. Вы можете купить или отвезти собранные игрушки в больницы, чтобы после сложной и долгой процедуры ребёнок смог отвлечься от мучительной боли с помощью плюшевого приза за храбрость и терпение. Навещать стариков в домах престарелых и скрашивать их скучные будни. Проводить в школах «Уроки доброты» и учить детей состраданию и принятию иных, непохожих на них окружающих. Да и просто не проходить мимо «чужого» горя. Важно, чтобы в таких ситуациях, как у Ани, человеку было к кому обратиться.

Фотография взята с сайта "Клуб добряков"
Фотография взята с сайта "Клуб добряков"