Найти тему
Михаил Захаров

Лето за штурвалом, лесные пожары, БАМ, Байкал и все, все,все..

Лето за штурвалом, или о пожарах в краю таёжном, БАМе и Байкале.

Цепочка гор вдоль западного побережья Байкала
Цепочка гор вдоль западного побережья Байкала

Для кого-то лето - это сезон отпусков и курортов, для кого-то грядка, да стройка, кому то париться в душном столичном офисе, все большее количество людей (и я - не исключение) радуется теплому асфальту и мотосезону... Но, я нынче не о радостях и печалях теплого сезона горожан и дачников, а про другую реальность, параллельное измерение, иной мир: Байкал, Якутия, Бурятия, Байкальские горы, бескрайняя тайга, Лена, Киренга..

Несколько лет назад довелось летать в тех сказочных по красоте местах командиром лесопатрульной Цессны. Все там было в новинку и в диковинку. Эти, запоминающиеся на всю жизнь места, никого не оставят равнодушным.

Село Казачинское Иркутской области.
Село Казачинское Иркутской области.

Восемнадцатый год - первый из моих смен "на пожарах", а если выражаться авиационно, на работах категории ЛАР, они же АвиаЛесОхрана. Суть работы такова: есть район (в моём случае Казачинско - Ленский) тайги сибирской, где с апреля - мая начинаются пожары, порой имеющие локальный характер, а иногда принимающие форму стихийного бедствия. Поиск и обнаружение термоточек происходит при помощи небольшого патрульного самолета, в кабине которого сидит ваш покорный слуга, или еще какой-нибудь везунчик и ЛетНаб, он же лЁтчик - наблюдатель в количестве от одного до трёх. Самолёты базируются в разных точках бескрайней тайги, как правило в райцентрах и иже с ними, где есть или пожилой локальный аэропорт, или полурастащенный военный аэродром, или старая, сельскохозяйственная ВПП в поле.. ну и место для проживания нас - летающих в дыму. Пилот водит самолет, наблюдатель зорко высматривает пожары. При обнаружении дыма, летим к нему, фиксируем: площадь, характер (низовой, верховой), тип леса, характер местности, ближайшие точки подскока, если таковые имеются - река, или таёжная дорога.. А далее - отправка данных на базу пожарных, и переброска десанта посредством МИ8.

Летящие на пожары. И очень уставшие.
Летящие на пожары. И очень уставшие.

Небо Сибири летом, это: оглушающая жара, дым, недостаточная видимость, пожары под тобой, порой разрастающиеся до режима ЧС, МИ 8е, бросающие чертовски смелых ребят в тайгу (пожарный десант, это вам ни какой нить рэмбо - шварцнигер, это реальные герои, выполняющие безумно опасную и очень нужную работу. Прыгали с парашютом? А в горах? А в тайгу? А в горящую тайгу?.... а все сразу? То то же).. помимо нас, бортов ищущих, наблюдающих, корректируюших работу десанта и пожарных, порой нарисовывается БЕ200 с тоннами воды и заливающий все к едрене фене... можно долго, очень долго рассказывать про тяжелый взлет в горах при +38, вспышках оптимизма при вести от соседей про аварийные приземления в Байкал, или в болото, подрагивание рук при сводке о вошедшем в сопку МИ8, но, нет, наверное в этом глубокого смысла. ЧС повторяется каждый год и каждый год кто то должен делать свою работу, делать хорошо, и всё тут, а все остальные могут полюбоваться на северобайкальский край с высоты птичьего полета и не только.

Лесной пожар на начальной стадии, после сухой грозы.
Лесной пожар на начальной стадии, после сухой грозы.
Мне повезло базироваться в целом АЭРОПОРТУ)
Мне повезло базироваться в целом АЭРОПОРТУ)
Ваш покорный слуга на одной из пожарных смен.
Ваш покорный слуга на одной из пожарных смен.

Немножко о местах локации. Городки вдоль БАМа, это тоже своя история. Мои ежедневные маршруты Казачинск - Магистральный - Карам - Улькан - Кутима.. Иногда "большие города" - Киренск и Усть Кут. В общем то это маленькие пятна цивилизации среди тайги, бескрайних лесных массивов, глади рек и зеркал озер. А еще рядом величественные горы и бесконечные сопки. Добираться до Иркутска либо часов 20 на авто по гравийной дороге, либо самолетом местной авиакомпании, билеты на который раскуплены на пару месяцев вперед. Ощущение полной самоизоляции в дикой природе. Этот прекрасный край - российская глубинка, словно застыла во времени "30 лет назад". Здесь все немного по-другому, все со своими "но". Потрясающая природа, но гнус и комары, люди лучше (явно не "центральный регион" с "самыми нужными людьми страны"), но, выпивают лишнего сильно, нет толчеи и пробок, но, и дорог толком нет, сотни км грейдеров лесовозных и хайвеев из щебня, нет перенаселенности (область в пару раз превышает площадью какую-нить германию, а людей - 20 000 человек по таёжным городкам), но, как печально созерцать заброшенные ВЧ и опустевшие деревни и села, во многих из которых во времена загнивающего социализма были свои аэродромы, на которые АН2 каждый божий день "жужжали"... в общем чувства смешанные, как ни верти. Хотя, после возврата в "Большую Рязань", через день - два начинается катастрофическая нехватка тайги, Лены, Байкала, гор и их ледяных шапок..

Местная, казачинская библиотека
Местная, казачинская библиотека
Дом культуры
Дом культуры
Местные супермаркеты с БАМовским колоритом.
Местные супермаркеты с БАМовским колоритом.

Ну и, само собой, пять копеек о Священном Море. Непогода подкинула краткий перерыв в лётной работе, и, как следствие - возможность прокатиться по БАМу и узреть таки восьмое чудо света - Байкал. Впечатления стоит делить на 2 части - ощущения внутренние и выводы практические. Ощущения: БАМ - историческая магистраль, романтика предыдущих поколений, горы, сопки, туманы и дождь по вагонному окну. Так и кажется, что вот-вот увидишь оранжевый Магирус и ребят из строй отряда с фирменными нашивками и гитарой... Байкал и территории близ: огромное, пресное море, горы, сосны, песок, бриз, больше похожий на морской... хотя бы раз в жизни это надо увидеть и ощутить. Практические выводы: ездить в путешествия по РФ очень-очень дорого. Байкал - для богатых иностранцев. Если оказаться в этих сказочных местах "по работе" - это одно, а вот ехать специально - дело затратное и бестолковое. Подсчитал ради интереса стоимость отдыха в этом загадочном крае для человека из центрального региона... она соответствует стоимости поездки на приличный курорт. Я говорю не про маргинальные египты-турции и не про восхваляемые средним классом гоа-тайланды, а, скажем, про Мальдивы. Да-да, за одни и те же деньги российская семья может рвануть на атолл в Индийском океане, совершив два перелета "Эмиратами", один "Мальдивиан" и прокатившись на "спид боте" до нужного острова-отеля, отдыхать в пальмовом раю, или же - воспользоваться услугами РЖД (авиаперелет сделает поездку дороже Мальдивского варианта), трястись 4 дня в вагоне-бане без кондиционера и питания, затем, доплыв до нужного курорта на древнем пароходике поселиться в откровенно чудесном месте, но, с удобствами в виде деревянного ватерклозета, интерьерами из 70х (да и жилым фондом оттуда же) и питанием скудным, но по цене - как из элитного ресторана. Общие выводы: природа, озеро, горы и тайга - чудо. БАМ - романтика. Российский сервис (а точнее его отсутствие) и заоблачные цены - сводят желание ездить по родной стране в такие сказочные места на нет. Но, по возможности, хотя бы раз в жизни - увидеть это стоит...

Священное Море - Байкал
Священное Море - Байкал
Вполне обоснованные предупреждения...
Вполне обоснованные предупреждения...
Я знаю - город будет...
Я знаю - город будет...

В общем, несмотря на тяготы и небезопасный род деятельности, места эти навсегда остаются в сердце и в памяти. Следующая моя пожарная смена происходила уже на Алтае со стороны Казахстана и про нее я тоже как-нибудь расскажу...

Разросшаяся по сопкам "Термоточка"
Разросшаяся по сопкам "Термоточка"