Найти в Дзене

Таежный тупик на Урале. Чердынские отшельники

Чем закончилась история 50 человек, ушедших в леса с детьми?
Деревня Черепаново. Фото из открытых источников
Деревня Черепаново. Фото из открытых источников

В предыдущей статье я начала рассказ о странной общине, поселившейся в 2013 году в одной из заброшенных деревень Чердынского района Пермского края. Возглавлял общину бывший священник Вениамин Филиппов, называвший себя иеромонахом Евстратием. (ссылку на начало истории я, по традиции, дам в конце рассказа)

Люди, приехавшие вслед за Филипповым в Чердынские леса, собрались со всех мест. Кто-то действительно отправился за "иеромонахом", почитая его святым, кто-то всерьез верит в страсти с документами. Но, наряду с полным отрицанием паспортов, прививок и обычной гигиены, члены общины не видят ничего крамольного в спутниковом телефоне и интернете (полагаю, все это есть именно у местного "гуру", а не у рядовых членов общины)

Взрослая, двадцатилетняя девушка, не как Агафья Лыкова, выросшая в тайге, а воспитанная в реалиях современного мира, со всеми современными гаджетами и достижениями науки, абсолютно серьезно рассуждает о шестерках в паспорте, о том, что государство должно позволить им жить без документов и только на этих условиях (!!) они выйдут из леса.

У этой молодой женщины есть семья и годовалый (на тот момент) ребенок. И она искренне верит, что тело ребенка (то есть сам он) - совсем не главное, главное - чтобы его душа попала в рай. А в "большом мире" малыша ждут только бандиты, мечтающие продать его на органы. И такая "мама" в этой общине не одна. Кто-то вообще отказался от детей (позволив родственникам увезти их из леса) в обмен на право остаться в деревне.

Средний возраст детей в деревне - 10-12 лет. На вопрос о том, где учатся ребята, был получен ответ, что они на экстернате, прикреплены к одной из школ Новомосковска под Тулой, но на сдачу экзаменов не явились ни разу. (У меня сразу вопрос: где были социальные службы? Не учителя, на которых всегда принято ссылаться в подобных ситуациях, а именно социальные службы?) Но, так, или иначе, еще на стадии проживания общины в Костромской области общественность подняла шум. Искали родственников детей - бабушек и дедушек, тетушек и дядюшек, убеждая забрать детей. Собственно, поэтому члены общины и бежали в Чердынские леса.

Черепановские отшельники. Фото из открытых источников
Черепановские отшельники. Фото из открытых источников

Некоторые поселенцы просто хотели жить на природе, подальше от современной суеты и потому примкнули к Филиппову. Но, добравшись до деревни Черепаново, где обосновался "иеромонах", такие последователи пришли в ужас - не было ни дорог, ни электричества. В домах не было ни умывальников, ни постельных принадлежностей. Зато в избытке был страх. Он начинался постепенно, с сожжения документов по прибытии (это условие было обязательным). А затем заполонил все души ежедневными обработками - проповедями о том, что в любой момент могут нагрянуть власти и отобрать детей, а их самих закрыть в психушку. И бесконечно повторяли о том, что в этом случае лучше сжечься самим.

В итоге еще до начала зимы одна семья не выдержала такого психологического давления, и им удалось сбежать из Черепаново вместе с детьми. Добравшись до детского церковного приюта в Верещагино, беглецы впервые за много дней выдохнули спокойно. Позже им нашли работу при храме и решили вопрос с устройством детей в школу.

Журналисты, узнав о появлении то ли общины староверов, то ли секты, первыми отправились в Черепаново. А администрация района, как я уже говорила, была вынуждена оказать поселенцам гуманитарную помощь продуктами и теплыми вещами.

К декабрю в деревне от газовой гангрены умерла женщина. А остальные поселенцы стали просить администрацию помочь им выехать в деревню Вижай, которая имеет дорожно-транспортное сообщение с другими населенными пунктами и из которой члены общины могли продолжить свой путь (на тот момент они планировали перебраться в Кемеровскую область).

А дальше случилось, на мой взгляд, довольно неожиданный поворот. Духовный пастырь и вдохновитель забрал своих детей и ... сбежал, бросив своих последователей. Возможно он испугался гангрены (это инфекционное заболевание), возможно причина была иной, но результат именно таким. Следом за ним остальные поселенцы также стали потихоньку уходить кто куда. К апрелю в деревне осталось около 10 человек, но из них трое детей. Так и закончилась эта история.

Я думаю, что читатели согласятся со мной, что это самая натуральная секта. И ладно бы, на самом деле, как было сказано в некоторых комментариях к первой части рассказа: нравится им такая жизнь - пусть живут. Вопрос в детях, за которых по малолетству решают их родители. Снова, в который раз мы сталкиваемся с одной и той же проблемой - родители, принимая не особо умные решения и не думая об их последствиях, калечат судьбы, а иногда и жизни своих детей. И, да - власти, пытаясь спасти детей, вынуждены оказывать помощь, тратя бюджетные средства. А как еще было поступить в этой ситуации? И самое главное - куда ушли эти сектанты из Чердыни? Где сейчас эти дети?

Подписывайтесь на мой канал, я обязательно расскажу еще много интересного. Начало истории, а также другие статьи по теме можно прочесть тут:

Странная община в затерявшейся в лесах Чердыни деревне

Как на самом деле живут старообрядцы в наши дни

Быт современных старообрядческих китов на Енисее