13 апреля 1940 г. в СССР была принята на вооружение СВТ-40 – самозарядная винтовка Токарева. Основное производство приходилось на Тульский оружейный завод, позднее ее стали выпускать в Ижевске и Подольске.
В фондах нашего музея хранится образец СВТ 1940-го года выпуска.
Красноармейцы сразу окрестили СВТ-40 «Светкой». Судя по многочисленным плакатам и военным фотографиям, она стала одним из самых узнаваемых символов Великой Отечественной.
Когда «Светы» пошли в войска, оказалось, что по-настоящему освоить это оружие способны далеко не все красноармейцы, а только технически подготовленные, каких был на фронте дефицит. В маневренных боях, которых в первые месяцы войны было подавляющее большинство, СВТ-40 оказалась недостаточно эффективной и удобной для бойцов, и многие при первой возможности меняли ее на более примитивную, но и менее капризную «трехлинейку».
Так, в отчетах фронтовиков об использовании этого оружия указывалось на то, что на дальностях свыше 200 м она существенно уступала по меткости боя винтовке образца 1891/30 гг. Кроме того, мощное дульное пламя, возникающее при выстреле, демаскировало снайпера (это было обусловлено тем, что СВТ имела ствол короче на 100 мм, чем винтовка Мосина). Также возникали задержки при стрельбе, из-за чего снайпер не мог немедленно произвести второй выстрел на поражение цели.
Однако были и снайперы, с успехом использовавшие СВТ-40. Среди них - Герои Советского Союза Людмила Павличенко, уничтожившая под Одессой и Севастополем 309 румынских и немецких солдат, Владимир Пчелинцев и Матвей Звягинцев, поразившие 410 и 166 целей под Ленинградом.
Несмотря на то что в целом винтовка Токарева в армии не прижилась, она стала излюбленным оружием хорошо подготовленных частей — морской пехоты, мотострелков и курсантских подразделения. Желанным трофеем являлась винтовка Токарева и для врага: у немцев считалось большой удачей взять русскую СВТ, которую противник принял на вооружение, а позднее в Германии была создана очень сходная с СВТ-40 немецкая G-43.
****