Найти тему

Как выбрать тему магистерской? Часть II: актуально или нет?

Оглавление

Приближается новый набор в дистанционную магистратуру ИДО ПСТГУ и мы рассказываем о том, как выбрать тему магистерской работы.

В Части I мы разобрались, что такое теоретическая работа, практическая работа и кейс. Теперь узнаем, что такое актуальность темы и как ее обосновать.

«Я знаю, какая тема мне интересна, но не могу понять, актуальна ли она?» - один из распространенных вопросов абитуриентов. В чем может быть актуальностью прикладной работы, понятно проще: ведь такое исследование направлено на описание или поиски решения насущных проблем церковной жизни. А что понимается под актуальностью теоретической работы?

1.

Во-первых, исследование того или иного пласта богословского наследия может помочь в решении насущных проблем и вопросов церковной жизни, ведь опыт богословов, религиозных философов, священнослужителей прошлого бывает применим и к современной ситуации.

2.

Также актуальной задачей может быть ввод в научный оборот новых, неопубликованных ранее текстов востребованного автора.

В погоне за актуальностью важно не увлекаться: магистерская работа вряд ли сумеет ответить на целый комплекс сложных проблем, изучить большой круг авторов и вопросов и предложить новую теорию.

-2

Советы преподавателей магистратуры:

Татьяна Николаевна Резвых , доцент кафедры новых технологий в гуманитарном образовании, научный руководитель магистрантов:

«Новизна может быть в новом взгляде на проблему, в обращении к новым, ранее неопубликованным материалам, в выборе новых авторов для анализа. Например, точки пересечения философии и богословия, их взаимосвязь, их взаимодействие – у нас в России это практически белое пятно для исследователей»

Иван Иванович Улитчев , доцент кафедры новых технологий в гуманитарном образовании, научный руководитель магистрантов:

«Теоретическая работа не обязательно предполагает какие-либо «открытия», изобретение новых теорий или концепций – наоборот, стремление создать и доказать «универсальную теорию всего», как правило, является признаком научной незрелости магистранта. В этом случае научному руководителю приходится помогать своему подопечному спуститься «с небес на землю», показывая, что обсуждение всех более или менее актуальных тем имеет определенную традицию, иногда весьма богатую и обширную (включающую, вполне вероятно, и публикации на тех языках, которые магистранту неизвестны).
Поэтому при написании работы важно, во-первых, представлять себе, что по теме уже имеется, и, во-вторых, найти в массиве материала «белые пятна», слабо исследованные или недостаточно систематизированные вопросы, или некие конкретные «узкие» аспекты, которым предыдущие исследователи уделяли не слишком много внимания. В этом и заключается новизна теоретических работ, по крайней мере, на магистерском уровне. Это – достаточно скромная, но при этом реалистичная и полезная исследовательская задача»