Каменоломня на внешнем склоне
В каменоломне ничего особенного не замечено (много закрыто для доступа), но есть странные детали. Например, попадаются явные следы зубила, а это подразумевает не просто долблением камнем (эксперимент Хейердала) – должно быть сразу два инструмента (зубило и молоток).
Места выемки некоторых статуй из скалы далеко не очевидны – аху надо было вытаскивать в сторону из-под навеса (что далеко не просто) – резали не сверху, а сбоку. Порой попадаются ровные вертикальные стенки, но зачем выравнивать остающуюся скалу, если далее предполагается изготавливать не плоские плиты, а фигурные статуи?!.
В целом каменоломня вызывает ощущение конвейера по массовому (!!!) производству статуй, остановившегося на полном ходу…
Ямы в каменоломне на гребне (внутренний склон)
Ямы на гребне, которые якобы использовались для крепления такелажных столбов (из стволов пальм), совершенно не впечатляют и тем более не убеждают в озвучиваемой версии их назначения. Они абсолютно не годятся для крепления таких столбов, которые должны были выдерживать вес спускаемой по склону статуи.
- Во-первых, длина веревок получается очень длинной (они просто лопнут).
- Во-вторых, порода хрупкая, и столбы при подобной нагрузке выворотило бы из этих ям.
- И в-третьих, ямы сконцентрированы в одном месте на довольно небольшом пятачке – всего несколько метров длиной. Вдобавок, на стенках ям нет никаких признаков того, что ямы эксплуатировались подобным образом (например, следов затирания неровностей стволом пальмы).
Так что уже даже историки ныне сомневаются в данной версии назначения этих ям.
Рядом есть заготовки для статуй. Вырубка статуй на такой высоте неудобна и непонятна. Разве что транспортировали потом по гребню, но и это – очень опасно. (А. Скляров)
Авторы фото - члены экспедиции ЛАИ: Андрей Скляров, Алексей Павлов, Данияр Адигамов, Екатерина Манжосова, Игорь Левашов, Максим Ляменков, Мария Дудакова, Наталья Ляменкова.