Найти тему

Что не так со здравоохранением?

Здоровы будем, россияне! Будучи глубоко в теме, открыв и владея больше 20 лет и, какое-то время, руководя этим же частным медицинским центром, много работая с мировыми гигантами-разработчиками и производителями изделий медицинского назначения (здесь и расходные, здесь и фарма, здесь и медицинское оборудование) мне всегда было интересно, а почему собственно никто из радетелей за Россию не задаётся одним вопросом? А что случилось с одной из лучших систем здравоохранения мира всего и почему население так негативно к ней относится?

Причин несколько. Разбираться в них сильно не нужно. Они известны и очевидны.

1. Жесточайший провал в доходах медицинского сообщества (как в прочем и научного, и образовательного) в период объявления рынка «свободным» - в начале 90х. Джинсами и шоколадом торговать было всяко выгоднее, чем стоять на хирургической операции или сидеть на терапевтическом приеме в поликлинике. «Выжили»...., нет, остались в профессии только те, кто уже никак не мог её променять или те, у кого были хоть какие то "подушки безопасности" или запредельное терпение.

2. Коррупция и глупость. Глупость и коррупция. Это вопрос о курице и яйце. Руководящее звено фактически бесконтрольно выделяло деньги на покупку того, что давало хороший "откат". Естественно, в эпоху отсутствия интернета, массового посещения врачами международных конференций, так нелюбимого всеми 44-ФЗ о государственных закупках, медицинское оборудование поставлялось в страну по никому неизвестным ценам. При таком денежном «водопаде» тратить деньги на первичное звено было просто преступно по отношению к конкретно своей семье.

3. Одновременно с этим, наверное, какой то чиновник в нулевых годах взял и, как у нас принято, перевел «medical service » в английских текстах «медицинской услугой», включив этот термин в российское законодательство. Врачи и медицинский средний персонал вдруг вместо оказания медицинской помощи стали оказывать услуги! Какие услуги хирурга?! Какие услуги?! Вот это сравняло работу медиков с клиниговой компаний иили компаниями по остеклению. Уже создал обращение о переименовании на государственном уровне названия деятельности медицинских организаций (в т.ч. ветеринарных) в оказание медицинской помощи.

4. Первичное звено – поликлиники, фельдшерско-акушерские пункты (ФАП), медсанчасти промышленных предприятий пошли либо под нож, либо получали деньги по остаточному принципу. МедСанЧасти и ФАПы умерли первыми. Соответственно, государственным перстом был налажен поток пациентов в медицинские учреждения высокой специализации федерального подчинения – сердечно-сосудистые, онкологические, травмотолого-ортопедические, психиатрические. Почему? Да потому что при советской системе здравоохранения именно на массовых диспансерных осмотрах выявлялись предвестники больших проблем и на начальных стадиях заболевания купировались, другими словами, лечились.

5. Приход транснациональных гигантов-производителей лекарств, расходных материалов и медицинского оборудования. Эти ребята за 10 лет вымыли из системы здравоохранения ни одну сотню тысяч врачей. Практически в 100% вакансий на должность даже медицинского представителя низшего порядка и уж тем более на более вышестоящие позиции, значится высшее медицинское образование. Высшее медицинское, Карл! Наше классическое медицинское образование было условием на поступление должности торгаша, в лучшем случае специалиста по применению медицинского изделия в клинической практике. Будучи на образовательном курсе компании Дженерал Электрик Медицинские Системы в Милуоки (там располагается штаб-квартира этого крупнейшего разработчика и производителя медицинского оборудования) со мной учились люди, которые спрашивали (на английском языке), что такое «аномалия»! Беда в том, что скачущее по неизвестным траекториям законодательство поставило крест н а возврат этих специалистов во врачебную специальность. Зато теперь вакуум заполняется специалистами, заочно закончившими Ошский медицинский институт. Могу сказать, что несколько выпусков медицинских ВУЗов имели чёткую цель попасть на должность в такую медицинскую компанию.

6. Коррупция в медицинских ВУЗах. Даже не хочу разбираться, как туда попадают студенты, как они сдают экзамены и как выпускаются. Мне кажется, честь «мантии» сильно запятнана.

7. Ещё раз вернусь к высокотехнологичной высокоспециализированной помощи. Уже когда стало понятно, что горим, было принято решение о строительстве в десятке российских городов Федеральных медицинских центров – сердечно-сосудистых и нейрохирургических. Они абсолютно одинаковые, построены по одному проекту и, безусловно, принесли определенное облегчение населению. Но. У меня остается вопрос – почему, если гражданин России имеет направление от лечащего врача на магнитно-резонансную томографию, он должен заплатить в этом государственном медицинском учреждении немалые деньги за исследование? Я понимаю и поддерживаю медицинский туризм из других стран, но только не зарабатывание на наших гражданах, пусть даже из других регионов. Резюмируя реализацию этих проектов могу сказать, огромные, миллиарды рублей были направлены на исправление создавшейся ситуации и только сотни тысячи рублей на их предотвращение – развитие первичного звенна медицинской помощи..

8. Вакцинация. Свобода слова и мысли здесь сыграла огромную шутку со всеми разом. Я прежде всего про Национальный календарь вакцинации детей. Этот календарь позволял десятилетиями забыть про не то, что эпидемии, а про единичные случаи страшных заболеваний, таких как полиомиелит, дифтерия, корь. Теперь, в силу наличия возможности отказаться от прививки, возникает парадоксальная ситуация – 30 человек в классе привиты, а шестеро нет. Двое по медицинским противопоказаниям, а четверо по добровольному отказу. И всё. Нет коллективного иммунитета в классе. Нечаянно попавшая корь сможет, если не положить весь класс, но сделать заболевшими всех точно, или убить непривитых по медицинским показаниям. Нет чёткой государственной политики в отношении вакцинации. Большая опасность, причем я не проецирую её на вакцину против новой коронавирусной инфекции.

Моё правило – не критикуй, если нечего предложить. Но после данных слов, моё положение не очень хорошее. Те проблемы, которые я описал, не лечатся одним указом или законом. Ведь мы потеряли целое поколение медиков, и врачей, и медсестер. Нужны глобальные государственные движения. Движения эффективные и быстрые с ближайшим ощутимым эффектом, который будет понятен не ранее чем через 7-10 лет. Попробую.

1. Заманить специалистов в первичное звено – в поликлинику. Заманить – слово-ключ.

2. Убрать эфемерную надуманную границу между государственным и негосударственным здравоохранением. Людям сразу станет легче попасть к врачу.

3. Ввести централизованную закупку нескольких групп медицинских товаров – в основном от мировых монопольных производителей, например расходные материалы для абляции источников сердечной аритмии. Вы не поверите, но экономия составит несколько миллиардов рублей в год. Экономией нужно будет очень правильно распорядиться.

4. Назначение ведущих управленцев в организации здравоохранения на конкурсной основе.

5. Введение налоговых льгот организациям, несущим траты на организацию собственной санитарно-медицинской работы для работников.

6. Утвердить государственный проект по возвращению во врачебную специальность, который бы предусматривал снятие некоторых категорических препятствий и связанных с прохождением определенных профессиональных этапов.

Как это сделать? Все задачи очень сложные и их решение находится только на государственном уровне. Мирный путь один – активно выдвигать и поддерживать, а потом голосовать за оставшихся здравомыслящих людей страны. Думайте. На все комментарии и вопросы отвечу.