Как говорят эксперты, «если вы знаете одного человека с аутизмом – вы знаете только одного аутиста». Симптомы и признаки аутизма могут быть весьма разнообразны, и не стоит думать, что все дети с РАС не смотрят в глаза, не хотят общаться, но любят выстраивать машинки по размеру.
Есть самые часто встречающиеся симптомы аутизма , а есть вариации РАС. По одному симптому диагноз не ставят. Кроме того, например, стереотипии (стимы, повторяющиеся движения), которые характерны для аутизма, могут быть и при других нарушениях. То есть диагностикой должен заниматься специалист по современным критериям оценки РАС.
Предпочтение профессионалы отдают классификации DSM-5: в ней все составляющие РАС поделены на «диаду аутизма»: социальные недостаточности и паттерны поведения. Подразделы DSM-5 в целом описывают основные признаки аутизма:
- проблемы с началом контакта и поддержкой общения;
- проблемы с невербальной коммуникацией (пониманием интонаций, мимики, жестов, «языка тела»);
- сложности с пониманием социальных ситуаций и отношений;
- наличие атипичной речи, движений, игр;
- наличие стойких ритуалов и сопротивление изменениям;
- избыточное увлечение объектами, темами, интересами;
- наличие атипичного сенсорного поведения (например, ребенок не переносит громких звуков, ярлычков на одежде или, наоборот, кажется нечувствительным к боли).
Яндекс картинка.
Типы и степени аутизма.
По количеству и выраженности симптомов определяют степени аутизма – от легкой до тяжелой. Тяжелая степень (низко функциональный аутизм) всегда коррелирует с умственной отсталостью и выражается неспособностью не только к контакту с окружающими, но и к самообслуживанию.
При легкой степени функциональность сохранена, проявления расстройства сглаженные – но, опять же, в спектре от замкнутости и странного на взгляд окружающих поведения до наличия круга друзей, вполне обычного общения и социального взаимодействия.
Есть типы РАС, и у них свои особенности.
- Так, синдром Каннера или классический детский аутизм, может проявляться в легкой, средней, тяжелой степенях, причем тяжесть проявлений может изменяться в обе стороны.
- Синдром Аспергера может быть только в легкой степени.
- Атипичный аутизм – в легкой и средней.
- Синдром Ретта (генетическое заболевание с аутизмом как частью общей патологии) и детское дезинтегративное расстройство не бывают в легкой форме.
При адекватной терапии уровни функциональности ребенка с РАС могут меняться в сторону улучшения. Причем возраст начала коррекции имеет значение: большинство исследователей указывают, что критично начинать до трех лет. В таком случае не только улучшаются навыки и поведение, но и повышается уровень IQ на достаточно значимые цифры, вплоть до 17,6 пунктов к исходному показателю.
Важно знать, что диагноз РАС ставится (должен ставиться) только если проявления аутизма оказывают влияние на повседневное поведение, создают трудности для самого человека. Если этого не происходит – то нет и нарушения. Диагноз «аутизм» нужен, чтобы помогать справляться со сложностями состояния, а не чтобы «повесить ярлычок».