За последние десятилетия этот вопрос многократно задавался взрослыми во многих местах и на различных уровнях.
Я же спрашиваю об этом обычных школьников.
Самые распространенные ответы на вопрос статьи:
1. Для поступления в дальнейшем в высшие учебные заведения, получения хорошего образования.
2. Хорошие оценки дают некоторые преференции: родители что-то обещали купить, отпустить отдохнуть - заняться своими делами, руководитель кружка, спортивной секции требует и тому подобное.
3. Чтобы родители не ругали.
4. В жизни пригодится.
5. Математику положено в школах изучать.
И по этим ответам, в принципе и с большой долей вероятностью, можно определить категории учеников по успеваемости.
Следующим вопросом у меня следует: а зачем вы ходите в школу? Ответы учеников:
1. Получать знания.
2. Родители заставляют, требуют.
3. Тут у меня много друзей, интересно пообщаться.
4. Нужно ходить в школу, чтобы потом иметь возможность дальше учиться и получить профессию.
5. Все дети ходят и я хожу.
После чего я задаю вполне риторический вопрос: а хотите ли вы стать умными людьми? Да-а-а-а, конечно!
А что значит быть умным? Достаточно простой вопрос, на который ученики обычно не дают достаточно вразумительного ответа. Умен ли человек, которые много чего умеет? Конечно.
Для примера можно рассмотреть такую, к моему сожалению, малоизвестную историческую личность, как французского ткача и механика Жозефа Жаккара, создавшего первый образец машины, управляемой введением в нее информацией прообразом перфокарт. В 1802 г. он построил машину, которая облегчила процесс производства тканей со сложным узором. При изготовлении такой ткани нужно поднять или опустить каждую из ряда нитей. После этого ткацкий станок протягивает между поднятыми и пущенными нитями другую нить. Затем каждая из нитей опускается или поднимается в определенном порядке и станок снова пропускает через них нить. Этот процесс многократно повторяется до тех пор, пока не будет получена нужная длина ткани с узором. Для задания узора на ткани Жаккар использовал ряды отверстий на картах. Если применялось десять нитей, то в каждом ряду карты предусматривалось место для десяти отверстий. Карта закреплялась на станке в устройстве, которое могло обнаруживать отверстия на карте. Это устройство с помощью щупов проверяло каждый ряд отверстий на карте. Информация на карте управляла станком. И спустя почти полтора столетия его технологию использовали при создании первых ЭВМ! И никто не обсуждает насколько он хорошо знал математику в сравнении знаниям современных школьников. Жаккар был не просто умён, он был гениален!
А взять такого гения Блеза Паскаля, которые к 18 годам в 1646 году сделал буквально на коленках прообраз арифмометра (механической счетной машинки) без наличия современных станков и технологий.
Нельзя не вспомнить о англичанине Чарльзе Бэббидже, который построил в 1822 году счетное устройство, которое назвал разностной машиной. В эту машину вводилась информация на картах (подобие перфокарт). Для выполнения ряда математических операций в машине применялись цифровые колеса с зубьями. Десять лет спустя Бэббидж спроектировал другое счетное устройство, гораздо более совершенное, которое назвал аналитической машиной.
Друг Бэббиджа графиня Ада Лавлейс, показала, как можно использовать аналитическую машину машину для выполнения ряда конкретных вычислений. Чарльза Бэббиджа считают изобретателем компьютера, а Аду Лавлейс называют первым программистом компьютера.
В 1985 г. сотрудники Музея науки в Лондоне решили выяснить наконец, возможно ли на самом деле построить вычислительную машину Бэббиджа. После нескольких лет напряженной работы старания увенчались успехом. В ноябре 1991 г. незадолго до двухсотлетия со дня рождения знаменитого изобретателя, разностная машина впервые произвела серьезные вычисления.
Развитие ума невозможно без преодоления умственных сложностей, без решения сложных задач. Нужна постоянная, порой нудная, сложная, а порой и непонятная работа ума. Кандидаты на звания чемпиона мира по бегу все умеют хорошо бегать, но все равно тренируются на пределе своих сил и постоянно бегают. И для того, чтобы добиться успехов в изучении в школьной программы математики, стать более умным, нужно постоянно и ежедневно тренировать свой ум. Ученикам порой только кажется, что они знают таблицу умножения, умеют считать, но при проведении проверочных работ в 5-6 классах, где знания начальной школы являются основополагающими, базисными, выясняется, что оказывается их знания не столь хороши, как казалось им и учителям начальных классов.
Для этого достаточно взять буквально любую тему средних классов, чтобы увидеть, что без знаний, умений и навыков начальной школы невозможно хорошо усвоить программу школьной математики. Математика требует развитого понимания текстов. Особенно это заметно при проведении олимпиад, ВПР, причем по различным предметам: значительное количество учеников плохо понимают текст. Да что там ученики, взрослые порой не понимают! И это лично меня сильно печалит.
Я своих призываю задуматься о том, что кто будет учить и лечить их детей, когда поколение учителей советской эпохи уйдет из школы?! Репетиторы не спасут, хотя бы потому, что их на всех не хватит. Видеоуроки на Ютубе, которых превеликое множество? Но зачем они, когда у вас есть возможность непосредственно очно учиться в школе? Зачем тратить значительные денежные средства на репетиторов?
Я занимался репетиторством, но учил таких детей, которые по своим интеллектуальным, физическим возможностям очень тяжело давалась школьная программы. Например, это дети с нарушением опорно-двигательного аппарата (НОДА), с задержкой психического развития (ЗПР), с расстройствами аутического спектра (РАС), с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Им обычные школьные учителя, как правило, не могут действенно помочь. Тут нужно индивидуальное обучение, а не групповое.
Сегодня ученики попросили посмотреть свои проверочные работы, написанные на мной розданные листочках. Смотрят на свои ошибки смеются, комментируя. 2 умножить на 1 равно 3 - не внимательность (говорит весьма сильная ученица 6 класса). И подобных ошибок много.
Говорливость, болтливость учеников на уроке. Объясняю сегодня решение примера, показывая сокращение дроби. После завершения объяснения обычный вопрос: у кого есть вопросы, кому непонятно? Ученик спрашивает, а откуда у Вас там 62? На доске 6 перечеркнута, а двойка маленькая, как индекс. - Мы 6 сократили (поделили) на 3, осталась 2. - А-а-а, понятно. сколько таких фактов происходит на каждом уроке - десятки. Если акцентировать на каждом внимание, то можно этим заниматься весь урок. а уроки и так по 40 минут.
Школьная математика нужна для развития умственных, познавательных способностей: внимания, памяти, мышления и прочих, что необходимо будет во взрослой жизни.
Читатели, а что вы думаете по этому поводу? Пишите в комментариях.