В начале 60-х годов прошлого века, был открыт маршрут №5 Музейная площадь - Трофимовский мост, он помог соединить центр города, с Заводом Резервуарных металлоконструкций, работникам стало весьма удобно добираться до работы, и обратно. В 1962г когда была достроена линия до улицы Загороднева, 5 маршрут именно туда и продлили, соединив тем самым центр города с заводом Техстекло, и для жителей Ленинского района появился хороший экологически чистый транспорт в центр города. В середине 60-х годов было открыто Ленинское троллейбусное депо, что ещё лучше отразилось на работе 5 маршрута, утром троллейбусы очень быстро приезжали на улицу Загороднева и везли людей в центр города, а вечером все шли в депо через Ленинский район.
Маршрут работал стабильно, пользовался заслуженной популярностью населения, очень часто троллейбусы ходили переполненные. В середине 80-х годов был открыт троллейбусный маршрут №15 Музейная площадь - Площадь Ленина , он дублировал 5-ку , не все тогда поняли для чего данный маршрут открывался, это немного ослабило 5 маршрут, но надолго 15 маршрут не задержался. В 90-х годах 5-ка работала очень хорошо, она реально спасала жителей Ленинского района. В 90-х годах на Музейной площади можно было увидеть множество троллейбусов 5 маршрута, а 11 автобусов наоборот было очень мало, 5-ка была основным транспортом в Ленинский район, 6-ки автобуса тогда ещё не было, утром троллейбус мог забиться прямо на Загороднева, и на последующих остановках попасть в троллейбус было уже весьма затруднительно!
В 2000-х годах увы работа маршрута начала ухудшаться, в связи с созданием автобусного маршрута №6, а так-же с усилением 11 автобуса, и огромного количества автобусов на этих маршрутах , многие водители стали увольняться, как и кондуктора, но всё равно маршрут остался важнейшим ключевым маршрутом в городской сети общественного транспорта Саратова. Главной проблемой стало уменьшение разрывных графиков, в основном все троллейбусы работали по графику с 6 до 18-00, радует что в 2021г это проблему начали решать , но про это позже. Таким образом в середине нулевых, как и в 10-х маршрут очень плохо работал в вечерний час-пик, чаще последний линейный троллейбус ехал с Музейной площади 17-30, 18-00. Но утром маршрут продолжал работать отлично, и количество пассажиров перевозилось весьма не мало! Летом 2012г в связи с ремонтом улицы Московской, 5-ка была сокращена до Сенного рынка. Летом 2013г так-же маршрут сокращался до Сенного рынка, в связи с ремонтом улицы Московской. Осенью 2016г был создан крайне интересный маршрут 5Д Ул. Тархова-Музейная площадь, но на него поставили всего пару машин, и проработал он очень мало, по мнению некоторых лиц маршрут не выгоден, и не нужен, хотя он очень нужен! В ноябре 2019г в связи с ремонтом Трофимовского моста, маршрут 5 изменён и пущен в посёлок Елшанка. Как ни странно пятёрке это пошло только на пользу! В Елшанке в центр города транспорта по сути не было, только 75 маршрут до Вокзала, а 5ка повезла людей в самый центр города! Троллейбусы стали сильно заполняться, жители Елшанки были очень довольны новым маршрутом, в декабре 2020г 5-ка вернулась на Загороднева, а в Елшанку организовали новый маршрут 5а!
В 2020г происходит существенное повышение зарплат водителей троллейбусов спустя много лет, множество людей стали приходить на обучение водителей троллейбусов, и это дало первые результаты, количество машин на 5-ке явно увеличилось, интервалы стали меньше, постепенно начинается возвращение разрывных графиков, скоро по мере обучения водителей их станет ещё больше! Так-же сильно помогло прибытие 90 троллейбусов с Москвы, теперь они составляют весь выпуск на 5-ке! Они и смотрятся грациозно, и в салоне хороши! И данные троллейбусы куда лучше подвижного состава, автобусных конкурентов. Пассажиропоток 5-ки увеличивается, и это хорошо заметно, даже днем не в пиковое время на 5ке можно заметить очень плотно заполненные салоны,так-же в большинстве пятерок есть кондуктора что очень удобно, выход осуществляется во все двери. С 1 апреля 2021г работа Саратовских троллейбусов продлена до 23:00, и это весьма крутое решение, теперь на маршруты 5,5а,10 можно и очень поздно попасть! От такого мы уже отвыкли, и недавно я проехал на 5ке в 20:00 от Музейной площади, такое последний раз было очень давно! Так-же в ближайшее время планируется поставка троллейбусов Адмирал, и значительная их часть пойдёт на 5-ку! Уже сейчас красавцы Адмиралы, совершают тестовые поездки по маршруту пятёрки, и собирают восхищенные взгляды жителей Саратова! В перспективе я считаю 5-ку необходимо продлить до Предмостовой Площади, там сейчас не осталось транспорта в район 50 лет октября, там можно накатать хороший пассажиропоток.
Схема движения Троллейбусного маршрута №5 - Улица Загороднева - Улица Ломоносова - 20-й квартал - 9-й квартал - По требованию - Завод РМК - Молодёжный проезд - Школа №108 - Улица Международная - Площадь Ленина - Торговый центр - Улица Сапёрная - 2-я дачная - Улица Вишнёвая - 1-я дачная - Стрелка - Дц Навигатор - Улица Университетская - Сенной рынок - Губернский рынок - Улица Московская - Улица Рахова - Улица Чапаева - Улица Горького - Театральная площадь - Улица Комсомольская - Улица Чернышевского - Музейная площадь.
От Улицы Загороднева последняя линейная 5-ка отходит примерно с 21-00 до 21-20 , от Музейной площади с 21-40 до 22-00.