Найти тему
Книги и Финляндия

Как избежать типографского брака

Оглавление
Фото pixabay.com
Фото pixabay.com

Иногда типография выпускает бракованную продукцию, не будем лукавить, такое случается и нередко! Брак может быть замечен бдительным сотрудником типографии на любом этапе работ, бывает и так что брак замечает уже читатель, купивший книгу. И всегда в таких случаях возникает вопрос, по чьей вине возник брак? Довольно часто, не разобравшись в ситуации, заказчик пытается обвинить типографию, а типография в свою очередь пытается понять “кто виноват и что делать?” или в худшем случае занимает слабо аргументированную оборонительную позицию.

Чей брак?

Давайте разбираться! Как вы уже догадались, создание книги – процесс трудоемкий и это командная работа. Каждый специалист отвечает за свой фронт работ в проекте и далее передает его другому специалисту. Дальнейший успех прямо зависит от качества работ, выполненных ранее, и это приводит нас к интересному наблюдению.

А что, если работа выполнена некачественно, но принимающий специалист этого не заметил? Как быть, если ошибка находится в так называемой слепой зоне?

И здесь возникает такое понятие, как личная ответственность . Помните, как в фильме Тарковского “Зеркало” героиня Маргариты Тереховой вечером бежит в редакцию в надежде успеть исправить текстовые ошибки перед уходом материала в печать. Этот эпизод служит яркой иллюстрацией личной отвественности специалиста, хоть и несколько гипертрофированной.

Конечно, без ошибок не выпущено еще ни одной книги, однако вернемся к нашему вопросу, как быть, если ошибку трудно обнаружить? Приведу примеры: корректор трижды прочел текст, но не заметил опечатку, верстальщик некорректно сделал верстку, и при печати пропала часть заголовков, цветокорректор неправильно подготовил иллюстративный материал к печати, и выяснилось это все только в типографии во время печати тиража. Дело в том, что компьютерный софт все время усложняется, порой начинающие специалисты не знают досконально программу, в которой работают, и допускают фатальную ошибку. Ну и “человеческий фактор” никто не отменял!

Поэтому предпечатная подготовка должна проверяться как минимум дважды, заказчиком и типографией с полным разделением ответственности.

Если ошибка все же есть, чья она?

При обнаружении подобных ошибок в уже отпечатанных книгах заказчик нередко обвиняет типографию в невнимательности. Зададимся вопросом, может ли печатник в типографии своевременно обнаружить ошибки, заложенные при предпечатной подготовке? Вероятно да, если он оставит свою работу и займется работой специалиста, который не справился ранее. А если говорить серьезно, то однозначно нет, так как перед печатником стоят иные, производственные задачи, и он заинтересован в быстром и качественном их решении. А цена ошибки на том этапе, когда печатный станок уже включен, довольно высока!

Поэтому перед началом печати весь материал должен обязательно пройти проверку в предпечатном отделе типографии и подписан заказчиком.

Типографский брак

Что же касается брака, получившегося по вине работников типографии, то как правило, это очевидные проблемы, связанные с нарушением технологического процесса и типография в этом случае должна нести полную материальную ответственность. Типов типографского брака довольно много и я не буду останавливаться на них подробно, приведу лишь некоторые примеры:

- отмарывание – брак печатного цеха,

- смятые страницы, выпадение страниц из блока, пропущенные полосы, перевернутые полосы – ошибки брошюровочно-переплетного цеха,

- поврежденные готовые экземпляры – брак на этапе упаковки и транспортировки.

Если сформулировать кратко, то типографский брак – это дефекты продукта, допущенные непосредственно при печати и изготовлении тиража в типографии, которые привели к искажению и потере данных, а также сделали невозможным использование печатного продукта.

А с какими ошибками вы встречались в своей практике? И как решали проблему?