Найти в Дзене
Urbanity

Телескоп Марии Митчелл и начало популярной астрономии: воодушевляющая история первой в мире краудфандинговой кампании

«Терпеливое мышление, терпеливый труд и целеустремлённость почти всемогущи».

«Терпеливое мышление, терпеливый труд и целеустремлённость почти всемогущи».

Быть человеком - значит жить в подвешенном состоянии между масштабами улиток и масштабами звёзд, ограниченных нашими существенными ограничениями, но не обреченными ими - мы, в конце концов, вышли за их пределы, чтобы составить Бенедикт, искоренить оспу и приземлить механический протез нашего любопытства на Марсе.

Наша самая пагубная проблема, связанная с созданием, - это не воображение, которое так легко взлетает, когда ему даётся половинный шанс, а перспектива, которая так легко сжимается мимолетными неотложностями настоящего времени. В масштабах нашей индивидуальной жизни и человеческого будущего, есть несколько более приятных коррективов для наших ограничений, чем научиться принимать телескопическую перспективу времени - вот почему в последние несколько лет я изливала свои сердце и все ресурсы в стремлении построить первую в Нью-Йорке общественную обсерваторию как демократический купол перспективы и возможностей для будущих поколений, и почему я вписала в её заявление о миссии стремление, облучённое словами Уитмена: провести эту космическую калибровку перспективы, доступной "всем душам, всем живым телам, даже если они очень разные… всем нациям, цветам кожи... всем идентичностям, которые существовали или могут существовать на этом земном шаре. ”

Портрет Марии Митчелл (Музей Марии Митчелл, фото Марии Поповой)
Портрет Марии Митчелл (Музей Марии Митчелл, фото Марии Поповой)

Но именно современница Уитмена Мария Митчелл (1 августа 1818 г. - 28 июня 1889 г.) - первая в Америке женщина-астроном-профессионал и ключевая фигура в Фигуринге (из которого адаптирована эта история) - стала основополагающим вдохновителем этого начинания: её спокойный интеллект, её неукротимый дух, её неприятный опыт посещения самых почтенных обсерваторий Старого Света - опыт, который ни один человек не должен иметь на пути своего таланта и своей мечты и то, как она вышла из этого переживания с абсолютной решимостью искоренить его из мирового репертуара отчуждения.

Уже будучи международной научной знаменитостью после всемирно известного открытия кометы, которое она сделала еще в свои двадцать лет, Митчелл работала первой женщиной, нанятой американским федеральным правительством для "специальных небытовых навыков" в виде "компьютера Венеры" - GPS, выполняющего сложные небесные вычисления, чтобы помочь морякам ориентироваться на земном шаре - и всё это время откладывала деньги на поездку, чтобы посетить астрономические бастионы Европы и познакомиться с учеными и поэтами, которые были её живыми героями. Летом 1857 года, после самой тяжелой зимы в её жизни, она собрала свои сбережения на трансатлантический билет, совершила трудное путешествие от родного острова Нантакет до Манхэттена и села на пароход до Ливерпуля. Едва избежав столкновения с другим кораблем во время десятидневной переправы, она прибыла в Англию в свой тридцать девятый день рождения.

Получив рекомендательное письмо от сэра Джона Гершеля - самого уважаемого астронома той эпохи, сыгравшего ключевую роль в зарождении фотографии четверть века назад и аплодировавшего открытию кометы Митчелл, полиматическим шотландским математиком Мэри Сомервилль, для которой слово «ученый» было придумано двумя десятилетиями ранее и чей любезный гениальный ум заставил Митчелл почувствовать, что «никто не может познакомиться с этой замечательной женщиной, не восхищаясь ею».

Из Англии с помощью Натаниэля Хоторна, занявшего пост американского консула после своего злополучного романа с Германом Мелвиллом, Митчелл намеревалась посетить некоторых интеллектуальных светил Европы, в том числе своего любимого поэта, и посмотреть на лучшие телескопы человечества. В Италии она направилась в Римскую обсерваторию, Мекку последних исследований в области спектроскопии, но была потрясена, узнав, что обсерватория закрыта для женщин. Сомервилль, к тому времени считавшуюся самой образованной женщиной Европы, не пустили. Даже Гершелю не удалось организовать въезд для своей своей учёной дочери.

Одеяло Солнечной системы, выполненное современницей Митчелл Эллен Хардинг Бейкер (Ellen Harding Baker), сделанное в течение семи лет для обучения женщин астрономии, когда им было запрещено получать высшее научное образование.
Одеяло Солнечной системы, выполненное современницей Митчелл Эллен Хардинг Бейкер (Ellen Harding Baker), сделанное в течение семи лет для обучения женщин астрономии, когда им было запрещено получать высшее научное образование.

Митчелл иронично записала в дневнике:

Я была достаточно невежествененна относительно папских институтов, да и вообще всей Италии, чтобы спросить, могу ли я посетить римскую обсерваторию. Я вспомнила, что дни Галилея были двумя столетиями тому назад. Я не знала, что мои еретические ноги не должны входить в святилище, что моя женская одежда не должна касаться сидений учености.

В конце концов Митчелл разрешили войти по специальному разрешению Папы Римского, полученному после того, как американские дипломаты оказали давление в ее пользу. За полтора часа до заката ее провели через церковь в обсерваторию, где она поразилась дорогостоящим инструментам, которые папское правительство использовало для изучения тех самых движений, для которых они опробовали Галилео двумя столетиями ранее. Она надеялась увидеть туманности в мощный телескоп обсерватории, но ей сообщили, что её разрешение не распространяется после наступления темноты, и её поспешно отослали. Женщина с необычайной ясностью в искусстве знать, что делать со своей жизнью, она, должно быть, решила, как только чёрный ход выплюнул её в узкий переулок за Collegio Romano, что, когда она построит свою собственную обсерваторию, она будет приветствовать всех и каждого, кто жаждал общения с космосом.

Арт от What Miss Mitchell Saw - фотоальбомная биография Марии Митчелл.
Арт от What Miss Mitchell Saw - фотоальбомная биография Марии Митчелл.

What Miss Mitchell Saw

Вернувшись из Европы, Митчелл была встречена необыкновенным подарком - пятидюймовым рефракторным телескопом, наравне с приборами величайших обсерваторий мира, купленным в рамках, возможно, первой в мире кампании краудфандинга для науки.

Элизабет Пибоди, которая придумала слово "трансцендентализм", произвела революцию в образовании и познакомила Америку с восточной философией своими переводами буддийских текстов, задумала этот проект и потратила годы на сбор 3000 долларов для телескопа через подписку, сплотив женщин Новой Англии внести свой вклад: Kickstarter и Patreon в одном лице, за полтора века до того, как они появились. Как раз когда Митчелл отправлялася в своё европейское путешествие, Эмерсон - император американской интеллектуальной жизни, чья неожиданная похвала только что вытащила борющегося молодого Уитмена из безысходной безвестности, - дал свой голос краудфандинговым усилиям на страницах своего популярного журнала:

В Европе Мария Митчелл вызывала бы интерес и уважение образованных и вежливых людей, в то время как в Америке гению или учёности уделяется так мало престижа, что она относительно неизвестна. Это большая ошибка в нашем социальном аспекте, которая сразу вызывает неприязнь иностранцев. «Где ваши выдающиеся женщины - где ваши учёные мужчины?» - спрашивают они, когда их приглашают в наши нарядно обставленные дома, чтобы найти группу хихикающих девочек и мальчиков или обычных мужчин и женщин, которые только танцуют или зевают до объявления ужина. Здесь нам нужна реформа, особенно если мы не хотим видеть американское общество полностью презренным.
Мария Митчелл
Мария Митчелл

Путешествуя по культовым астрономическим учреждениям Европы, Митчелл мечтала о собственной обсерватории. Телескоп, финансируемый за счет средств краудфандинга, стал для неё удивительным сюрпризом после особенно трудного для нее периода, ознаменовавшегося смертью ее великой любви, Иды, и страшным спуском в слабоумие её некогда блестящей матери. Инструмент стал первым физическим строительным блоком её мечты. Позади школы, напоминающей греческий храм, где ее отец когда-то служил учителем-основателем, она возвела простой одиннадцатифутовый купол, который вращался на механизме, сделанном из пушечных ядер. За месяц до того, как Дарвин опубликовал «Происхождение видов», ее обсерватория открыла свои двери, и Митчелл начала принимать мальчиков и девочек. Телескоп, финансируемый за счет средств краудфандинга, по-прежнему находится в недавно построенной обсерватории через улицу от скромного дома, где провела детство Митчелл, в Нантакете.

Но помимо своего материального воздействия, краудфандинг завещает своему бенефициару что-то еще более мощное - осязаемый знак солидарности и веры огромного числа людей, которые имели большое значение для Митчелл, когда она стремилась проложить совершенно новый путь. Через десять лет после подарка, она стала единственной женщиной на факультете недавно созданного колледжа Вассар. Она погрузила своих учениц в беспрецедентную учебную программу, сочетающую математическую физику с наблюдательной астрономией - то, что позже повторил мужской Гарвард, который полностью отказался от своих требований по математике в 1851 году. Студенты Митчелл стали не только первым в мире классом профессиональных женщин-астрономов, но и первым поколением американцев, получивших образование в области того, что мы сейчас называем астрофизикой. Некоторые из них пополнили ряды знаменитых "гарвардских компьтерщиков", которые произвели революцию в нашем понимании Вселенной задолго до того, как они смогли высказаться.

Мария Митчелл, стоящая у телескопа, со своими учениками в Вассаре
Мария Митчелл, стоящая у телескопа, со своими учениками в Вассаре

Время от времени Митчелл акцентировала свои амбициозные астрофизические лекции проблесками своего проверенного жизнью кредо, которое, должно быть, формировало у её учеников столько же духа, сколько её математико-астрофизическая строгость формировала их умы:

Я далека от того, чтобы думать, что каждая женщина должна быть астрономом, математиком или художником, но я действительно считаю, что каждая женщина должна стремиться к совершенству во всём, что она берёт на себя.
Если это искусство, литература или наука, пусть её работа будет непрерывной, продолжающейся на протяжении всей жизни. Если она будет одарена выше среднего, то спрос на более высокий труд будет настолько велик, что на эту величину возрастёт давление долга… Подумайте о постоянных усилиях, непрерывном труде тех, кого мир называет «гениями». Поверьте мне, поэт, который «родился и не сотворен», много работает для того, что вы считаете своим первородством. Ньютон сказал, что вся его сила заключается в «терпеливой мысли», а терпеливое мышление, терпеливый труд и твердость цели почти всемогущи.

Спасибо за уделённое время! Если Вам понравилась статья, Вы можете оценить её и подписаться на нас - так Вы окажете огромную поддержку в развитии канала и не пропустите новые статьи.

Статью перевёл: Андрей Ритц

С оригинальной статьей Вы можете ознакомиться, перейдя по ссылке: https://www.brainpickings.org/2021/04/03/maria-mitchell-telescope/