В комментариях к предыдущей статье неоднократно звучал вопрос о пробках из ж/д составов на пунктах таможенного пропуска на границах с Китаем и Монголии. Давайте попробуем разобраться.
На теполоходе музыка играет, а я стою на берегу
Первая причина- сообщения о пробках появились аккурат в то время когда в Суэцком канале застрял контейнеровоз. Услышав, что на разблокировку канала потребуется от одной до трех недель, экспортеры/импортеры рванули на альтернативные каналы поставки, в том числе и на ж/д. В размеренный быт провинциальных городков буквально ворвался бешенный ритм мегаполисов.
Естественно, что в первое время возникла сумятица, неразбериха. Каждый отправитель считал свой груз самым бесценным, и всячески пытался ускорить продвижение "своего" вагона. Но вагонов много, а железная дорога через Монголию одна. Это вторая причина -
Трансмонгольская магистраль.
В Китай уголь по ж/д можно доставить двумя путями
Старенькая, но все еще надежная однопутная не электрофицированная Трансмонгольская железная дорога. Из плюсов - одна ширина колеи с РЖД. То есть не нужно менять колеса, но уже на границе с Китаем надо. И все это вместе с прохождением таможенного контроля. А отношения у Китая и Монголии далеки от идеальных. Поэтому смена тележек и таможня затягиваются на несколько часов.
По территории Монголии поезда тоже двигаются чуть быстрее черепахи. Причины самые разные - от песчаных бурь до военных учений. И сделать с этим никто ничего не может. Такая ситуация длится уже достаточно давно. пресса не очень об этом писала раньше, а тут просто повод подвернулся.
Второй путь - непосредственно в Китай. Дорога многопутная, частично электрофицированная. Но здесь уже надо менять на границе с Россией. Товарный состав состоит в среднем 70-80 вагонов. То есть замена всего состава, и опять с таможней- это тоже несколько часов. Но кроме смены колес, возникла еще одна проблема -
Контейнерные перевозки.
Китайцы потребовали доставлять уголь в закрытых контейнерах. Официально Пекин сослался на Гретту Тунберг, мол, из ж/д состава угольная пыль выдувается на близлежащие деревья. А там птички, панды всякие, будут есть этот активированный уголь. У них там...., ну..., в общем очистка кишечника произойдет, и весь Китай будет завален навозом. Не хотят они такого счастье себе в страну.
На самом деле причина в другом, даже две причины. В Китае промышленно развитыми являются южные регионы. От Благовещенска это примерно 2 500- 3 000 км. По расчетам китайцев, при открытой транспортировке угля потери могут составить около полутонны на каждые 1 000 км. То есть около 1,5 тонн. Средний состав везет около 4500 тонн. То есть потери копеечные. Но китайцы люди скурпулезные, каждая копейка на счету. Но главная причина в другом.
Как уже говорилось, промышленность Китая сосредоточена в южной части страны. Уголь для сталеваров поставлялся из Австралии. Доставка только на кораблях. Но как бы старались сохранить уголь сухим, иногда все-таки промокал. Морская соленая вода, совсем не то, что майский дождь в России. Уголь в трюмах превращался в кизяк и для выплавки качественной стали уже никак не годился. Поэтому из Австралии уголь приходил по большей части в контейнерах. И кроме того, что уголь был сухим, в этих контейнерах уголь можно было оставлять длительное время. Таким образом решался еще один вопрос - место хранения.
Китай отказался от поставок угля из Австралии, и это оставило сотни судов, тысячи моряков и докеров без работы. Такую армию Китай не может оставить без работы. Поэтому надо загрузить порты работой. Как? Правильно поставка угля в контейнерах! При чем гнать контейнеры по ж/д не через весь Китай, а допустим от Благовещенска до Даляня, там грузить на пароход и на юг сплавлять. Или в Харбине развернуть товарняк на восток и направить в российский порт Славянка, где погрузить на контейнеровоз и отправить морем юг Китая. И бунт докеров отменяется.
Да и сама разгрузка/перегрузка снимала массу логистических проблем. Пришел контейнеровоз с 10 000 контейнеров, подогнали 10 более маленьких корабликов, перегрузили с борта на борт, и погнали в более мелкие порты. А там, с палубы на машину, и в топку. То есть, нечто типа, от двери до двери. Удобно и экономно, все учтено, тоннаж не меняется. Ну усушку, утряску ничего не спишешь, своровать не получится. А это уже
Главная российская проблема
В России уголь всегда возили в открытых вагонах. Никто не обращал внимания на потери при транспортировке. Потому что угля много, возили не так чтобы далеко, и сдувало не так много. Поэтому и контейнеров для перевозки угля никто не изобретал. Ну вернее были попытки, но РЖД зарубило. Типа, нет площадок для перевозки такого количества контейнеров. Но!
Когда уже стало понятно, что Эльгинское месторождение переходит под контроль государства (в январе 2020 началось, примерно в середине 2020г уже стало ясно окончательно), в РЖД неожиданно озаботились проблемой контейнерных перевозок. А еще и заявление новых владельцев угольного месторождения о том, что Россия увеличит поставки угля в 9 раз просто поставило РЖД в тупик. Наверняка поставка угля в контейнерах обговаривалась заранее( помним про бунт докеров).Судя по всему в РЖД контейнеров просто не хватило бы.
И уже в октябре 2020 года министр транспорта Дитрих уходит на почетную должность директора лизинговой компании, которая поставляет в том числе и контейнеры. Совпадение? Не думаю. Наверняка поставка угля в контейнерах обговаривалась заранее( помним про возможный бунт китайских докеров). Судя по всему в РЖД контейнеров просто не хватило бы для закрытия потребностей перевозки. И получается, что кадровое решение последовало из-за срыва госзаказа.
Собственно это наглядный пример типичной либеральной экономики и соответствующее отношение к решению поставленной задачи. Возможно, президент или премьер задает вопрос в духе " Мы сможем обеспечить контейнерные перевозки угля в Китай?". На что получает ответ в стиле "Да, контейнеры у нас есть".
Вот, что нужно искоренять в российском руководстве - абстрактно-фантастические размышления. Нужно соразмерно оценивать силы, возможности и потребности. Тогда и претензий от подчиненных, да и в целом от населения, будет меньше.
Подписывайтесь. Читайте. Буду нести добро.