Найти тему
MisSova

Открытка Роулинг: шедевр или безобразие?

Оглавление

В далеком 2008 году, вскоре после окончания истории о Гарри Поттере, Джоан Роулинг написала открытку на 800 слов, в которой описывала приключения орденцев Поттера-старшего и Блэка. Открытка тут же вызвала широкий резонанс. Во-первых, многие решили, что это знак и скоро появится книга о Мародерах, а во-вторых... а во-вторых фанаты разделились на два лагеря: тех, кому зарисовка понравилась и тех, кому... не очень.

Открытка, полицейские, два Мародера. Фанкаст общий, коллаж - авторский
Открытка, полицейские, два Мародера. Фанкаст общий, коллаж - авторский

Немножко об открытке

Если вы читали открытку и помните ее содержание, пожалуйста, не переключайтесь. Дальше будет обзор

Сюжет открытки прост. События показаны читателю глазами сержанта Фишера, который сталкивается с Джеймсом и Сириусом, уходящими от Пожирателей Смерти.

Фишеру подростки не нравятся, что автор нам всячески демонстрирует как через его мысли, так и поступки, а Джеймс и Сириус ведут себя крайне дерзко.

Заканчивается открытка тем, что орденцы сбивают Пожирателей, а потом на чудо-байке Сириуса улетают в закат.

Хорошо или плохо?

По большому счету, открытка была принята негативно. И этому, наверное, не стоит удивляться.

Во-первых, в свое время на нее возлагались большие надежды. Многие хотели почитать о Гарри Поттере, его детях, Хогвартсе, а получили... молодых мародеров. Обидненько.

Во-вторых же, те, кто любил мародеров, столкнулись с проблемой розовых очков, разбившихся внутрь. Непоколебимый (так и хотелось написать "непокобелимый") образ героев-весельчаков заменили подростки-зубоскалы, которых хочется обозвать нелитературно.

Но так ли все плохо?

Открытка, которую я люблю

Признаться честно, я люблю эту открытку. Правда. Разумеется, в основном потому, что это - единственный кусочек от Ро, где видны мародеры такими, какими она их видела: молодыми, живыми, до... до всего этого, поттерианского.

С другой стороны, мне очень нравится то, как она играет с читателем, нагнетает негатив.

Любопытно, что текст показан не глазами Джеймса и Сириуса (которые могли бы объяснить свое поведение или как-то оправдаться), а глазами магла-полицейского, который, на самом деле, мало что понимал в том, чему был свидетель.

Это действительно интересно. По сути, Роулинг, описывая Поттера и Блэка, придерживается того же приема, что и в Гарри Поттере: она говорит о героях, но не дает им сказать.

Вся открытка - нагнетание атмосферы (весьма негативной, к слову). Вы только посмотрите на мысли сержанта Фишера: "самодовольные молодые люди", "поздние подростки", "бездельник-друг его дочери", "глупая ухмылка", "развязные малые", "в футболке оглушительной немелодичной рок-группы". Все это словно кричит: Джеймс и Сириус - премерзкие ребята.

Однако их поступки показаны однобоко. Парни заранее приговорены к определенной оценке, и ничто не может изменить этого.

Роулинг и ее игры

Мне нравится то, как таким образом Роулинг играет с читателем, жонглируя образами.

Согласитесь, глазами сержанта Фишера показаны достаточно неприятные молодые люди. Однако... Однако есть одно "но". Не стоит забывать, что Фишер - магл.

Маглы многое не понимают, т.к. ничего не знают о волшебном мире. Но если мы посмотрим на сцену с иного бока, то она заиграет совсем иными красками.

История с другого угла

Давайте рассмотрим сцену без оценки сержанта.

За юношами на байке гонятся полицейские. Парни могут от них скрыться (чем в итоге все и заканчивается), но почему-то этого не делают. Даже - больше. Они заезжают в тупик, а потом останавливаются и дожидаются полицейских.

Дождавшись представителей закона, подростки не заколдовывают их, не удирают, а ведут долгую светскую беседу (ну, какую могут, какую могут), которую прерывают лишь после того, как над ними появляются какие-то темные фигуры.

Маглы не могут понять ни природы этих фигур, ни того, почему странные подростки вдруг вскидывают барабанные палочки. Однако читателю все понятно: это Пожиратели Смерти на метлах, а барабанные палочки - волшебные.

И как только Сириус и Джеймс нейтрализуют врагов (ослепление фарами и нападение было для ПС полной неожиданностью), история заканчивается: Сохатый и Бродяга улетают на байке в закат.

Все это наталкивает меня на мысль, что на самом деле Роулинг играла с читателями, а историю можно (и нужно) трактовать не только так прямо, как это предполагал сержант, но и несколько иначе.

Очевидно, что мародеры хотели обратить на себя внимание полицейских, что они хотели вывести их в определенную точку и хотели их там продержать.

Зачем? Видимо, чтобы поймать Пожирателей, охотящихся на маглов. И, очевидно, защитить последних.

А вы читали открытку Роулинг? Понравилась ли она вам? Согласны ли вы с моими мыслями? Или считаете, что Ро изобразила позеров в этих 800 словах?
Если понравилась статья, предлагаю прочитать "
Гарри Поттер, чеховские «ружья» и времена Мародеров"
Также хочу порекомендовать замечательный творческий канал
авторские вещи Розы Лопуховой. И предлагаю посмотреть видео с моего ютуб-канала по открытке от Ро: