Ребенку сложнее справиться со своей тревогой и боязнью, чем взрослому. Чтобы помочь ему, можно использовать проверенные методики.
Чего боятся дети в зависимости от возраста
В 1-3 года появляется боязнь расставания с родителями, особенно с мамой. Это связано с зависимостью ребенка от взрослых.
С 3 до 5 лет возникает самый распространенный страх малышей — перед темнотой. Человеку свойственно опасаться неизвестного. В темноте не видно, какая опасность может скрываться. Эта осторожность заложена на подсознательном уровне в качестве инстинкта самосохранения.
У ребенка боязнь темноты приобретает гиперболизированную форму.
Силуэты предметов в сумерках имеют причудливые очертания, которым детское воображение дорисовывает детали. Так появляются рассказы о монстрах под кроватью.
На период поступления в школу у маленького человека появляется осознание того, что люди смертны. И это снова страх перед неизвестностью, которая будет после жизни.
В 7-8 лет доминируют социальные страхи: боязнь недовольства родителей и последующих за этим запретов, ссор с друзьями, насмешек сверстников.
Переносим страх на бумагу
В психологии в качестве терапии страха зарекомендовало себя рисование. Обычно эта техника используется с 4 лет.
Сначала нужно визуализировать фобию. Предложите малышу нарисовать то, чего он боится больше всего.
Если ребенок не может раскрыться, помогите ему. Вместе поставьте на бумаге кляксу любой краской, а затем сложите листок пополам. Когда развернете, попросите ребенка пофантазировать, что получилось.
Следующий этап — перевести негатив в позитив.
Нужно представить страх смешным. Дорисуйте чудищу бантик.
Покажите ребенку, что он сильнее страха. Предложите скомкать рисунок, сожгите его, сложите из него самолетик и запустите в открытое окно, заприте в сундучке на замок.
Лепим из пластилина
В качестве арт-терапии лепка применяется не раньше 2,5-3 лет, когда она становится более осознанной. Оптимальный возраст — 5-10 лет.
Лепка сама по себе успокаивающе действует на нервную систему.
Когда малыш изображает свою фобию, он переживает ее повторно, но уже в комфортной обстановке, ведь рядом взрослый.
Поэтому негативные установки ослабевают.
Кроме того, появляется чувство контроля над ситуацией: фигурку можно сплющить, размазать, долепить комичные черты. Если у ребенка что-то не получается, помогите ему, иначе у него пропадет желание что-то делать.
Сочиняем сказку
В сказочной истории должен быть герой — аватар самого ребенка. Он будет бороться с чудовищами, в которых заключены детские страхи. Так малыш увидит, что он способен победить любую боязнь.
Другой вариант — развенчать через сказку опасность ситуации или персонажа. Придумайте сюжет, в котором зубной доктор оказывается добрым волшебником, а ужасный крокодил становится милым домашним питомцем.