📅 Звуковой Календарь 04/05/2021
Геннадий Рождественский родился в Москве. Семья была музыкальной: отец Николай Аносов — профессор Московской консерватории, мать Наталия Рождественская — певица, солистка Всесоюзного радио. Геннадий учился в музыкальной школе по классу фортепиано у Е.Ф. Гнесиной, затем — в музыкальной школе при Московской консерватории как пианист. Дальше учился в консерватории одновременно по классу фортепиано у Л.Н. Оборина и по классу дирижирования у отца. Уже учась в консерватории, Рождественский руководил студенческим оркестром и гастролировал, участвовал в Фестивалях молодежи и студентов в ГДР и Румынии, и на фестивале в Бухаресте в 1953 г. стал победителем конкурса.
В 1954 г. Рождественский окончил консерваторию, выступив с балетом «Золушка» в качестве дипломной работы, затем, до 1957 г., учился в аспирантуре. Карьеру начал еще в 1951 г., став дирижером Государственного академического большого театра, а затем, в 1965–1970 гг., занимал пост главного дирижера. Почти одновременно, в 1961–1974 гг. был главным дирижером и худруком Большого симфонического оркестра Центрального телевидения и Всесоюзного радио. В 1974–1985 гг. был музыкальным руководителем Московского камерного музыкального театра Бориса Покровского, параллельно дирижировал и в ГАБТ. В 1983–1991 гг. руководил Государственным симфоническим оркестром Министерства культуры СССР, который впоследствии предложил объединить с Государственным камерным хором под управлением В. Полянского в Симфоническую капеллу.
Геннадий Николаевич был художественным руководителем ГАБТ в сезоне 2000–2001 гг., а с 2012 г. снова был музыкальным руководителем театра Покровского.
Много и плодотворно Рождественский работал и за рубежом, выступил минимум в 37 странах и в более чем 200 городах. С 1970-х гг. он работал дирижером Королевского филармонического оркестра Стокгольма, главным дирижером симфонического оркестра BBC в Лондоне, руководил Венским симфоническим оркестром, сотрудничал с оркестрами в Германии, Нидерландах, США, Японии, Исландии. За рубежом, помимо иностранных композиторов, он регулярно исполнял русскую музыку: Чайковского, Рахманинова, Римского-Корсакова, Глазунова, Прокофьева, Шостаковича.
Репертуар Геннадия Николаевича был чрезвычайно широким. С середины 1950-х гг., когда репертуарная политика страны изменилась в сторону большего разнообразия, он, наряду с классикой, начал исполнять Прокофьева, исполнял Шостаковича, Дебюсси, Равеля, Бартока, Гершвина, Шнитке, Стравинского, — в популяризации наследия которого его заслуга особенно велика, — и многих, многих других. Существенную часть этих замечательных композиторов открыл советским слушателям именно Рождественский.
Еще один важный труд Геннадия Николаевича — это восстановление, досочинение и исполнение неизвестных и незавершенных партитур. Так, он донес до слушателей неизданную музыку Прокофьева и Шостаковича, партитуры Штрауса, сочиненные когда-то специально для русской публики, и другие произведения.
Известно, что Геннадий Николаевич был не только дирижером, но композитором, писателем и теоретиком. Самое известное его музыкальное сочинение — оратория «Заповедное слово русскому народу» на слова А. Ремизова, впервые исполненная в 2001 г. Он написал книгу «Искусство дирижирования», работы об оркестровке, эссе о музыке, книгу воспоминаний и размышлений «Треугольники», книгу «Мозаика».
С 1974 г. Геннадий Николаевич преподавал в Московской консерватории. С 1976 г. являлся профессором, а с 2001 — заведующим кафедрой.
Послушайте фрагмент лекции Г.Н. Рождественского об истории музыки для фортепиано в 4 руки и Сочинение американского композитора Ч. Айвза «Вопрос, оставшийся без ответа» в исп. камерный состав Большого симфонического оркестра Всесоюзного радио, дирижер Г.Н. Рождественский. Записи доступны для прослушивания на нашем сайте:
🔈 http://ргафд.рф/callendar/04-05-2021
Российский государственный архив фонодокументов располагает широким диапазоном звуковых материалов. В рубрике «Звуковой календарь» , мы будем знакомить вас с разнообразием хранящихся в архиве документов.