Сергей Юльевич Витте
Характеристика:
- Выдающийся государственный деятель эпохи Александра III и Николая II.
- По убеждениям либерал-западник.
- Министр Ж/Д (инициатор строительства Транссиба), министр финансов и председатель правительства при Николае II.
- Возглавлял мирную делегацию на переговорах с Японией (1905 год). Заключил Портсмутский мир (после этого получил титул графа Портсмутского. В газетах его называли "граф Поусахалинский ".)
- Автор Манифеста 17 октября 1905 года.
Индустриализация по Витте
1. Особое внимание к развитию промышленности (металлургия, горнодобывающая, машиностроение) Подробнее в статье "Главные промышленные зоны России в конце 19 начале 20 веков"
2. Привлечение иностранных инвестиций: Франция, Германия, Англия, США.
3. Обеспечение финансовой стабильности: а) новая финансовая система (отменена подушная подать, введены косвенные налоги на сахар, алкоголь, табак) б) 1897-1898 года финансовая реформа Витте, введение "золотого стандарта", по своему золотому содержанию рубль уступал только фунту стерлингов. Для внешней торговли были выделены золотые червонцы.
4. Ускоренное развитие транспорта: - каждые 5 лет строились 6 тысяч км железных дорог - Транссиб 1891-1894 года (около 8 тысяч км). Дорога связала европейскую и азиатскую части России. - КВЖД (Китайская Восточная железная дорога от Читы до полуострова Ляодун) Витте собирался превратить Россию в страну транзитных грузоперевозок из Азии в Европу.
5. Политика протекционизма (покровительство собственным производителям товаров и услуг). С помощью таможенных пошлин на иностранные товары аналогичные производимых в России.
Итог
- По темпам промышленного развития Россия опережала все страны в начале 20 века, по объёму 5-ая страна в мире.
- Россия обрела финансовую независимость.
- Начало Русско-Японской войны из-за стремления к активным торговым отношениям с Китаем, который являлся территорией влияния Японии)
- Таможенные войны 90-ых годов с Германией.