Говорят, что о вкусах не спорят. Действительно, поклонник джаза вряд ли изменит ему с шансоном, а фанат рока будет слушать попсу. Хотя есть люди, которые «всеядны» в плане музыки, большинство все же четко придерживается любимых жанров. Но почему конкретного человека цепляет именно эта музыка? У ученых на этот счет есть несколько теорий.
Музыку выбирает мозг
В мозгу каждого человека непрерывно идут электрические процессы. Их основные характеристики – это амплитуда и частота. Ученые давно заметили взаимосвязь между этими чертами и типами нервной системы. Так, холерики и сангвиники обладают высокой амплитудой ритма, а меланхолики и флегматики – низкой. Первые очень активны и легко переключаются с одной задачи на другую, вторые лучше приспособлены к монотонной работе и нуждаются в большем времени на «переключение».
Выяснилось также, что холерики и сангвиники предпочитают музыку в высоком темпе, которая не требует предельной сосредоточенности: попса, рок и т. д.
Флегматики и меланхолики, наоборот, выбирают жанры, где нужно следить за развитием мелодии: классическая музыка, джаз и прочие. Эти жанры могут вызывать дискомфорт – но только не у людей с этим типом нервной системы. Они способны искренне наслаждаться «сложными» жанрами.
Правда, иногда и те, и другие «нарушают музыкальные границы». В определенном настроении люди с высокой амплитудой мозговых процессов могут наслаждаться классикой, а люди с низкой – слушать рок.
Музыка может даже незначительно менять работу мозга: более спокойная замедляет амплитуду, а более быстрая и активная – ускоряет. Наиболее подвержены этому влиянию меланхолики и флегматики.
Система или эмпатия?
Британский клинический психолог Саймон Барон-Коэн предложил классификацию по способу мышления, которая наглядно показывает интерес людей к музыке и иным предметам. По его мнению, люди делятся на систематизаторов и эмпатов. Первые предпочитают анализировать происходящее, вторые лучше понимают эмоциональную сферу.
Систематизаторы любят музыку, в которой можно проследить ритмический рисунок и определенные закономерности. Сюда относится, например, рок. Кроме того, систематизаторы предпочитают четкую жанровую классификацию музыки.
Эмпатам нравятся жанры, где нет четкого ритма, где композиция – сплошной поток эмоций. Это джаз, этно или лаунж. Правда, жанровая принадлежность эмпатам не важна. Они воспринимают музыку целостно.
Социальные мотивы
Ученые из Массачусетского технологического института и университета Брандейса в США решили проверить теорию: возможно, наши пристрастия в музыке сформированы исключительно культурой?
Предметом их исследования стали консонанс (созвучие нот) и диссонанс в западной музыке. Большинство людей, живущих в западных странах, предпочитают гармоничные мелодии. Ученых заинтересовало, является ли стремление к гармонии врожденным или продиктовано культурой.
Для этого они опросили представителей племени Цимане. Этот народ живет в Боливии вдалеке от большинства городов. Он почти не взаимодействует с внешним миром, а значит, и влияние западной музыки здесь отсутствует.
Представителям Цимане дали послушать гармоничные и диссонансные ноты. Выяснилось, что и те, и другие одинаково приятны этому народу.
Для чистоты эксперимента ученые опросили и боливийцев, живущих в крупных городах, а значит, хорошо знакомых с западной музыкой. Здесь больше людей отдали предпочтение консонансу. А в группе опрошенных американцев эта тенденция только усилилась.
Так что пристрастие большинства людей к гармоничным и понятным жанрам вроде попсы или рока можно объяснить культурным воздействием. По той же причине сложная музыка со множеством импровизаций воспринимается тяжелее: ведь она идет вразрез с тем, к чему мы привыкли с самого детства.
Читайте также – «Почему люди не любят джаз» .