Найти тему
Татьяна Костырева

За тех, кто в море!

Каждый моряк знает: «С морем нельзя криводушничать!»

Рассказ о моряках начну с отрывка из произведения одного из основоположников русской «морской» литературы К. М. Станюковича.

«Морской человек бога завсегда должон помнить. Вода - не сухая путь. Ты с ей не шути и о себе много не полагай... который человек на море бывал и имеет в себе понятие, тот беспременно должон быть и душой прост, и к людям жалостлив, и умом рассудлив, и смелость иметь по той причине, что на море смерть завсегда на глазах. Какой-нибудь, примерно, аршин деревянный обшивки, и она тут шумит. Опять же: и бог здесь приметнее и в ласке и в гневе, и эту самую приметность человек чует. От этого и совесть в море будто щекотливее. Небось, всю свою грешность вспомнишь, как небо с овчинку покажется... Крышка, мол, всем одна и та же, какая ни будь у тебя напущена фанаберия и какой ни имей ты чин. Капитан ли, офицер ли, хотя бы даже княжеского звания, а все, братец ты мой, тебя акул - рыба сожрет, как и нашего брата матроса. Разбирать не станет!»

Нариман Бакиевич Нафаров
Нариман Бакиевич Нафаров

Мне кажется, что лучше о моряках и морской службе не скажешь. И это подтверждает Нариман Бакиевич Нафаров (д. Бакийково), служивший на атомной подводной лодке Краснознамённого Тихоокеанского флота, знающий не понаслышке обо всех тяготах «подводной» жизни

Мы смотрим на чайку, на небо родное,
Скрываемся в люке, идем под волной;
Ни чайки, ни неба у нас под водою –
Сжимают глубины наш корпус стальной.

На «азухе» он исполнял обязанности трюмного машиниста, обслуживая водоотливные, осушительные и пожарные системы корабля.

Специалисты такого рода входили в состав подразделения живучести. Знание своей специальности – это жизнь. И очень хорошо об этом сказал бывалый подводник, писатель А. Покровский: «Это не только твоя жизнь, но и жизнь тех людей, что рядом. Тут жизнь каждого человека в каждый момент времени зависит от того, как несут вахту вахтенные в каждом из десяти отсеков лодки. Оттого и ценится здесь знания, а еще – выдержка, стойкость, смелость, умение сохранять само-обладание в любых ситуациях. Подводники – очень быстрые люди. Их отличает умение быстро действовать и мыслить. Тут в один миг можно вспомнить всю свою жизнь. И принять правильное решение. Это очень важно – принять правильное решение. Тут всегда придут на помощь. Офицер тут пойдет спасать матросов, матросы – спасут офицера. Они свои».

-Служба как служба, - рассказывает Нариман Бакиевич, - ты всё время занят.

Сначала идёт отработка задач: например, погрузиться и выйти на связь с другой подлодкой, глубоководное погружение на максимальную глубину, учебные стрельбы, в том числе по надводным кораблям, если все упражнения штабом приняты — то лодка уходит на боевую службу. Автономка длится по-разному: самая короткая — 50 суток, самая длинная — 90. В этот период лодка патрулирует определённые участки океана, готовая к применению, в случае нападения, оружия. Одна подлодка с 16 баллистическими ракетами на борту может стереть с лица Земли, например, целую страну. На каждой из 16 ракет находится 10 автономных боеголовок. Один заряд равен

примерно пяти-шести Хиросимам.

Когда подводная лодка выходит первый раз в море, все моряки должны пройти обряд посвящения – выпить несколько литров солёной заборной воды. Вкус у неё жутко вяжущий и горький.

Вахта на подлодке длится четыре часа. Затем проводится «малая приборка». Все матросы идут убирать какой-то участок, закреплённый за каждым. А в остальное время-отдых: просмотр фильмов, турниры по шахматам, шашкам и домино.

Последние полтора года Нариман Бакиевич служил на знаменитой подлодке К-19 проекта 658 с баллистическими ядерными ракетами, прозванной «Хиросимой». Лодка была спущена на воду в 1959 году. И за всю свою печальную историю не раз оправдала своё зловещее прозвище, потерпев ряд крупных страшных аварий. Но Нариману Бакиевичу повезло – его служба прошла без потрясений. Здесь он выполнял обязанности химика. Подводная лодка похожа на гигантскую рыбу, которая впитывает кислород из воды. Внутренние насосы подлодки закачивают воду в резервуары, где она перегоняется в специальных аппаратах - дистилляторах, чтобы избавится от примесей металлов и солей. Затем вода перекачивается в отсек очистки, в котором находится два электролизера. Здесь дистиллированную воду пропускают через электрическое поле, разделяя ее на элементы: водород и кислород. Кислородом дышит команда субмарины. Да и пьют моряки дистиллированную воду. Нариман Бакиевич проводил анализ забортной воды. А также исследовал турбинное масло.

Базировались моряки на Камчатке в посёлке Рыбачий, расположенном в бухте Крашенинникова. Красивое побережье Тихого океана. Завораживающее зрелище - вулкан «Авачи», возвышающийся недалеко от Петропавловска- Камчатского.

Со службы старшина 1 статьи Нариман Сафаров привёз грамоты за образцовое выполнение воинского долга, выданные командиром части. О службе не жалеет:

Тот радость солнца не поймёт и прелесть голубого неба,
Кто сутками в пучинах вод в отсеках герметичных не был.

Годы службы на подлодке, как зарубки, которые откладываются на всю жизнь. Подводники очень трудолюбивы, ответственны и требовательны к себе. Семья, своими силами построенный дом, уважение односельчан.

История моего героя интересна ещё и тем, что судьба его свела с женщиной, Расилёй Мансуровной, которая, будучи ещё девчонкой, грезила о моряках.

Над синей улицей портовой

Всю ночь сияют маяки,

Откинув ленточки фартово,

Всю ночь гуляют моряки.

Она задорно отплясывала «морячку» и всех уверяла в том, что её муж будет моряком.

Так и получилось. Они встретились в тот момент, когда Нариман Бакиевич, имея на руках сына Ризвана, остался один. Создали семью и взяли под опеку семилетнего русского мальчика Женю Крохолева, которому сейчас уже 15 лет.

Кстати сказать, брат моего героя, Васимьян Бакиевич, тоже моряк – служил в морской авиации.

Александр Сергеевич Озорнин
Александр Сергеевич Озорнин

На Дважды Краснознамённом Балтийском флоте прошла служба Александра Сергеевича Озорнина (с. Сажино). Молодой мужчина на встречу со мной приехал в тельняшке и на машине, на заднем стекле которой красовалась надпись: «Нас мало, но мы в тельняшках». Дело молодое – весёлое!

Его вторым домом стал военный корабль «Перекоп», знаменитый тем, что именно на нём снимали фильм «Морские дьяволы».

«Перекоп» не просто боевая единица российского флота, а учебный корабль, в кубриках и на палубах которого готовят защитников морских рубежей Отечества. Для большинства из них «Перекоп» стал тем кораблём, на палубе которого они впервые в жизни вышли в открытое море.

Виктор Конецкий сказал: «Первый корабль, как первая женщина, которую любишь и помнишь до гробовой доски». Корабль за все годы своего существования прошёл более 400 тысяч морских миль, что сопоставимо с полётом на Луну и возвращением обратно.На «Перекопе» проходили практику курсанты военно-морского училища. Александр Сергеевич, командир отделения, с теплотой вспоминает службу и друзей «мореманов», с которыми стоял на вахте, драил палубу, начищал медь на борту, тягал гири в спортзале, ходил в море. Исполнял он и обязанности механика на радиолокационной станции (РЛС).

Манит нас простор величавый,

С могучей стихией борьба,

На ленточках золотом славы

Сверкает морская судьба!

Юрий Михайлович Дмитриев
Юрий Михайлович Дмитриев

Особенной стала «морская судьба» Юрия Михайловича Дмитриева (д. Нижний Бардым). Полуэкипажку (учёбу) в 1979 году прошёл в Петропавловске – Камчатском, там же принял присягу на эсминце «Вызывающий». Судно скоро списали, а экипаж отправили в Калининград на судостроительный завод.

Там моряки получили новый корабль «Ревностный», на котором, после испытания, отправились бороздить воды трёх океанов: Индийского, Тихоокеанского и Атлантического. Дважды пересекали экватор, устраивая праздник Нептуна, во время которого, по традиции, начиналось костюмированное веселье и каждого члена экипажа выбрасывали за борт.

Мозамбик, Йемен, Ангола, Индия - вот неполный список стран, где посчастливилось побывать Юрию Михайловичу. Матросы гуляли в портовых городах, с интересом знакомясь с укладом жизни местного населения. Юрию Михайловичу особенно запомнился Бомбей: торговая площадь, индийцы.

Неизгладимое впечатление оставила встреча с громадным китом, мимо которого прошёл корабль. Часто радовали дельфины, сопровождающие судно. Видели и огромных акул.

Военный корабль не просто совершал кругосветное путешествие. Дважды в год экипаж участвовал в боевых учениях. Юрий Михайлович, старшина 1 статьи, был командиром отделения минёров - противолодочников. Его реактивно – бомбомётная установка (РБУ) всегда была в боевой готовности.

Все мы понимаем значение Военно-Морского флота для вооружённой защиты интересов нашей страны. Но закончить свой рассказ о бравых моряках хочется словами того же К. М. Станюковича:

« С морем нельзя криводушничать... К нему не подольстишься... Это все на берегу учатся этим пакостям, а в океане надо иметь смелую душу и чистую совесть».

Татьяна Костырева

2016 г.