Поделюсь своим сугубо личным антирейтингом. Думаю у каждого есть такое -смотришь любимый фильм по энному кругу, и всякий раз стараешься пропустить( перемотать, закрыть глаза) одну определенную сцену, которая как ложка дегтя, нарушает созерцательное умиротворение. Причем, понимаешь, что причина неприязни, скорее всего, лежит в тебе самом. Мораль и взгляды поменялись со временем и то, что раньше "заходило", теперь вызывает вопросы.
"ИГЛА". Режиссер Нугманов.
Фильм не так, что бы часто я пересматриваю, но иной раз ностальгия по старому доброму перестроечному кино подступает и возникает желание погрузиться в ту эпоху. Телефоны -автоматы, газировка, облезлые подъезды, шпана, свобода -настоящая, не фальшивая... Фильм замечателен, во всех отношениях, но одна сцена.... Цой спускается с подножки вагона и после короткого диалога с проводницей, показывает ей "Фак". Зачем? Сцена отвратительна. Наверное, режиссер, хотел показать человека нового поколения - дерзкого, без старых моральных принципов, смотрящего далеко вперед , только нужно ли было для этого оскорблять женщину? Это как старый добрый Бэтман нагадил бы в подъезде.
"Брат". Сцена в трамвае.
Ну что тут сказать? Иной раз жалеешь, что советская цензура, приказала долго жить. Посмотришь, первый, еще советский, фильм Балабанова "Счастливые дни", отмеченный в Каннах или позднего "Кочегара" и душа радуется. "Брат" несомненно выдающийся фильм, правдивый, однако Балабанов совершил преступление, сотворив абсолютно фальшивую сцену, выцарапав ее откуда-то из закутков своего обиженного и испорченного сознания. Низковато это и подленько. Тема Кавказа во всей русском искусстве, от Пушкина и Лермонтова до Толстого проходит красной нитью. Столь явного оскорбления и неуважения к братским народам, ни один художник не допускал. Вот факт, может не к месту, конечно - только один Узбекистан в годы войны приютил 400 тысяч детей, из них была половина сирот. Зачем это понадобилось Балабанову неясно.
"Асса". Песня про старика Козлодоева.
В отличие от первых двух примеров, эпизод с песенкой на корабле в "Ассе" в целом безобиден. Мне не нравится лишь текст песни(с матом и темой сортира) -тогда это было еще в новинку и не нравится грубое и беспричинное оскорбление юнцом старика (в присутствии его спутницы). Многие со мной не согласятся. И если в "Игле" оскорбление шло в адрес женщины, то в "Ассе" в адрес старика... И это была уже норма для перестроечного кино, да и целом, для той страны (вспомним еще глумление над бабушкой в "Курьере")...
"Сибирский цирюльник". Сцена с противогазами.
На плацу американской военной базы, сержант по прозвищу "Бешенный пес", гроза новобранцев, устраивает некое воспитательное действие. Он рассержен из-за портрета Моцарта в одной из палаток и решает наказать всех без разбора. Курсанты выбегают в поле, натягивают противогазы и обязаны выполнить волю грозного сержанта- громко прокричать оскорбление в адрес Моцарта . Каждый кто выполнит приказ, снимет противогаз. Все беспрекословно выполняют требование, за исключением одного строптивого юнца. Сержанта кипит от гнева, кажется, курсанту не поздоровится.
Сержант гоняет его по окрестностям, изматывает, стращает, но в конце концов сдается сам. Сломленный "Бешенный пес", выполняет требование уже курсанта - забирается на утес и во все горло орет -"Моцарт великий композитор". Репутация его, конечно, уже катится ко всем чертям , за "падением" сержанта наблюдает весь взвод. И тут совершенно неожиданно он узнает, что упертый курсант по национальности русский. Звучит закадровый голос Михалкова, с ехидной ужимкой - "А он русский? Ну это много объясняет". Опять же повторюсь, возможно есть те , кого распирает гордость от этой сцены. То, как один русский, всех американцев за пояс заткнул. Мне же эта сцена неприятна и раздражает своим пафосом и псевдопатриотизмом. Фильм в свое время был принят "на ура", но полагаю эпическое падение Михалкова, как режиссера, наметилось как раз в этом "выдающемся" кино.
"Утомленные солнцем 2. Цитадель." Сцена с самолетом.
Самая мерзкий эпизод в российском кино. Парящая высоко в небе Задница. Без комментариев .