Этот самолет применялся с декабря 1941 года в боях в Малайе, Бирме, а с конца 1942 года стал основным истребителем императорской армии, и действовал на всех театрах до конца войны.
С 1937 года основным истребителем японской армейской авиации был самолет "Тип 97", выпускавшийся фирмой "Накадзима" и носивший обозначение Ки-27. По итогам конкурса, который Ки-27 выиграл в конкуренции с машинами фирм "Мицубиси" и "Кавасаки", командование ВВС японской армии заключило контракт на его серийный выпуск. Штаб ВВС японской армии пришел к выводу, что на новый конкурс по выбору преемника Ки-27 уйдет слишком много времени и сил, и создание нового самолета Ки-43 поручили той же фирме "Накадзима", учитывая накопленный ею опыт, и сформировало следующие требования к новому истребителю: скорость не менее 500 км/час, скороподъемность 5 мин на высоту 5000 метров, радиус действия до 800 км, вооружение два пулемета калибра 7,7 мм, маневренность - на уровне Ки-27.
Коллектив конструкторов во главе с Хидео Итокава применил на новом истребителе крыло, схожее с крылом Kи-27, заново был спроектирован фюзеляж, который стал длиннее, изменены были вертикальное оперение и фонарь кабины.
В Японии при реализации каждого нового авиационного проекта было принято строить для испытаний по три опытных экземпляра машины. В марте 1939 года завершилась постройка второго и третьего прототипов Ки-43, первый прототип впервые поднялся в воздух в начале января 1939 года на испытательном полигоне фирмы "Накадзима" - аэродроме Одзима. Испытания трех прототипов, показали, что Ки-43 не имеет никаких преимуществ перед Ки-27, за исключением возросшей дальности полета, а по маневренности проигрывает ему. Однако фирма "Накадзима" решила не сдаваться, и на свой страх и риск продолжать работы над машиной, убеждая руководство ВВС в успехе.
Было собрано и представлено на испытания десять экспериментальных самолетов, обозначавшихся заводскими порядковыми номерами с 4304 по 4313. У них был новые, более длинные фюзеляжи меньшего диаметра. Площадь киля и руля поворота заметно увеличилась, форма изменилась. Кроме того, изменили форму законцовок крыльев и установили новые полностью застекленные фонари. На самолет установили более мощную радиостанцию, изменили компоновку кабины, улучшили гидро- и электросистемы. На отдельных машинах также применили следующие модификации: истребители № 4310 и 4313 были вооружены двумя пулеметами Хо-103 "тип I" калибра 12.7 мм; а на самолетах № 4305 и 4313 поставили новые моторы Ха-105 с двухступенчатыми нагнетателями мощностью 1100 л.с. На экземплярах № 24311 и 4313 появились так называемые боевые закрылки с гидроприводом, которые можно было отклонять на 15 градусов даже на полном газу, повышая маневренность и уменьшая радиус виража. Это осуществлялось с помощью двух кнопок на ручке управления - при нажатии желтой кнопки закрылки выпускались, а при нажатии красной убирались.
Осенью 1940 года после испытаний последнего десятого прототипа программа испытаний завершилась полным успехом, и 9 января 1941 года фирма "Накадзима" получила заказ на серийное производство нового истребителя Ки-43, истребителю присвоили официальное название "Хаябуса", в системе кодов союзников Ки-43 обозначался "Оскар".
Накадзима Ки-43 "Хаябуса" представлял собой цельнометаллический одномоторный одноместный свободнонесущий низкоплан. Фюзеляж типа полумонокок с работающей обшивкой толщиной 0,53 мм. В передней части фюзеляж имел круглое сечение, далее переходящее в овал. Основные несущие элементы конструкции - 19 шпангоутов, к которым заклепками крепились стрингеры и листы обшивки.
Крыло трапециевидной формы с закругленными концами. Угол стреловидности передней кромки 43 градуса, угол обратной стреловидности задней кромки от 12 градусов до 30 градусов. Крыло имело легкую конструкцию, состоявшую из трех лонжеронов и 21 алюминиевой нервюры. В передней части крыло дополнительно усиливали вставочные полунервюры. Цельнометаллические элероны типа Фрайз располагались между нервюрами № 2 и № 11. Они могли отклоняться на 25 градусов вверх и 20 градусов вниз. Силовой набор элерона состоял из 15 нервюр, соединенных одним лонжероном, обшивка - полотняная. Вдоль передней кромки элерона обшивка усилена стальной накладкой. Элероны монтировались с триммерами. Стальная обшивка крыла крепилась к лонжеронам и нервюрам заклепками с потайной головкой. У основания крыла располагались выдвижные закрылки Фаулера, они выдвигались за край крыла с помощью системы тяг, увеличивая не только кривизну его профиля, но и площадь. Их можно было выпускать как при взлете - посадке, так и в бою, они значительно улучшали маневренность самолета за счет скорости. Закрылки имели цельнометаллическую конструкцию.
Каркас киля состоял из четырех лонжеронов и четырех нервюр. Обшивка киля из металлического листа. Руль поворота имел металлическую конструкцию и полотняную обшивку. Его каркас руля состоял из восьми нервюр и заднего лонжерона. Роль переднего лонжерона исполняла усиленная передняя кромка. Руль мог отклоняться на 30 градусов в обе стороны. Стабилизатор имел симметричный профиль и был жестко закреплен под углом 0 градусов к горизонту. Обшивка стабилизатора металлическая, крепилась к каркасу заклепками с потайной головкой. Конструкция руля высоты аналогична конструкции руля поворота. Руль высоты мог отклоняться на угол в 32 градуса вверх и 18 градуса вниз. Элероны приводились в действие системой тяг и рычагов. Рули высоты и направления перемещались системой сдвоенных тяг. Закрылки выпускались механически с помощью тяг, оснащенных гидравлическим усилителем. Переключатель положения закрылков находился на ручке управления чуть ниже рукоятки. Шасси классической схемы с хвостовым колесом. Основные опоры шасси имели амортизированные стойки и гидравлическую систему уборки - выпуска. В аварийной ситуации шасси можно было выпустить с помощью сжатого воздуха.
В качестве силовой установки на самолетах стояли звездообразные 14-цилиндровые моторы воздушного охлаждения "Накадзима" Hа-25 или их модификации Hа-115. Двигатель составлял единое целое с планетарным редуктором и оснащался двухскоростным приводным нагнетателем. Двигатель На-25 комплектовался двухлопастным металлическим винтом изменяемого шага "Хэмилтон Стандард" диаметром 2,9 метра. Угол атаки лопастей мог меняться автоматически от 26 градусов до 46 градусов. Позднее истребитель получил трехлопастный винт "Сумитомо" диаметром 2,8 метра с регулируемым шагом от 24 градусов до 44 градусов.
Истребители Kи-43 "Хаябуса" выпускались до конца войны на заводах различных компаний, при этом в первоначальный проект вносились изменения, что привело к появлению следующих модификаций: Kи-43-I - первая серийная модификация, запущенная в производство. Сначала это были машины варианта Kи-43-Ia, вооружение которых состояло из двух 7,7 мм пулеметов Тип 89. Вскоре появились самолеты варианта Kи-43-Iв, у которых вместо одного из 7,7 мм пулеметов устанавливался 12,7 мм пулемет Тип 1 (Но-103). Крупносерийным вариантом стал Kи-43-Ic с двумя 12,7 мм пулеметами и возможностью подвешивания под крыльями двух бомб массой по 15 или 30 кг.
До февраля 1943 года было построено 716 самолетов модификации Kи-43-I.
Kи-43-II - вторая серийная модификация, пять опытных самолетов которой были собраны в феврале 1942 года. Они отличались новым двигателем Накадзима На-115 мощностью 1150 л.с. с двухскоростным нагнетателем, трехлопастным металлическим воздушным винтом, протектированными топливными баками, бронезащитой пилота в виде заголовника и бронеспинки из 13-мм стали, а также усиленным крылом меньшего размаха, которое допускало подвеску бомб массой 250 кг или сбрасываемых баков емкостью 200 литров. Вооружение состояло из двух 12,7 мм пулеметов. С ноября 1942 года началось серийное производство машин варианта Kи-43-IIа.
В 1943 году в серию пошел вариант Kи-43-IIb, имевший аэродинамически облагороженный воздухозаборник нагнетателя, улучшенный маслорадиатор, а узлы подвески бомб были вынесены за стойки шасси, чтобы избежать их попадания в винт при сбросе в пикировании. Вариант Kи-43-II KAI отличался дополнительным воздухозаборником и измененной системой отвода выхлопных газов. Истребители Kи-43-II выпускались на заводах компаний "Накадзима", "Тачикава" и на 1-ом армейском арсенале в городе Тачикава.
Последняя опытная модификация была разработана в двух вариантах - Kи-43-IIIa и Kи-43-IIIb. Самолеты первого варианта были оснащены усовершенствованными двигателями Накадзима На-115-И мощностью 1190 л.с. а второго варианта двигателями Мицубиси На-112 мощностью 1300 л. с. На самолете Kи-43-IIIВ 12,7 мм пулеметы были заменены 20 мм пушками Но-5. Завершить испытания этой модификации до конца войны не успели.
Всего было выпущено 5917 истребителей Ки-43 различных модификаций.
Армейский истребитель Накадзима Ки-43-IIB имел следующие характеристики - размах крыла 10.84 метра, длина 8.92 метра, высота 3.27 метра, площадь крыла 21.40 кв. метра. Вес пустого самолета 1910 кг, нормальный взлетный 2590 кг, максимальный взлетный 2925 кг. Силовая установка один поршневой двигатель Накадзима Ха-115 мощностью 1150 л.с. Максимальная скорость 530 км/час, крейсерская скорость 440 км/час. Практическая дальность 3200 км. Боевая дальность 720 км. Практический потолок 11200 метров. Экипаж один человек. Вооружение два 12,7 мм пулемета тип 1, 2х 250-кг бомбы.
Первые истребители Накадзима Ки-43 начали поступать в 59-й и 64-й сентаи (авиационные полки) в середине 1941 года, а боевое крещение получили в декабре 1941 года в бою при захвате Малайи, а затем участвовали в налетах на Сингапур, Рангун и оккупации Голландской Ост-Индии. В этих боях Ки-43 показал абсолютное преимущество над американским истребителем "Буффало". В октябре 1942 года на Бирме состредоточили 4 сентая, вооруженных истребителями Накадзима Ки-43, главной задачей их было сопровождение собственных бомбардировщиков. Год спустя в Бирме воевали только 50-й и 64-й сентаи с Ки-43, другие части пришлось перебросить в район Новой Гвинеи. 64-й сентай летал на Ки-43 до конца войны, хотя самолет уже не мог на равных сражаться с новыми истребителями союзников. В порту Рабаул истребители Kи-43 появились в декабре 1942 года в составе 1-го и 11-го сентаев, наряду с сопровождением своих бомбардировщиков, им приходилось отбивать массированные налеты вражеской авиации, неся значительные потери. К весне 1944 года действующие в районе Новой Гвинеи части Ки-43 были почти полностью разгромлены, в обороне Филиппин в конце 1944 - начале 1945 годов участвовали отдельные самолеты. С конца 1942 года истребители Ки-43 действовали в Китае, осуществляли ПВО промышленных центров Китая и Манчжурии.
Майор Ясухико Курое из 64-го сентая одержал на истребителе Накадзима Ки-43 "Хаябуса" 22 воздушные победы, старший сержант Сатоси Анабуки из 50-го сентая одержал в течение 18 месяцев 30 побед в 173 боевых вылетах. Также Сатоси Анабуки 8 октября 1943 году в воздушном бою на истребителе Ки-43 сбил два американских бомбардировщика В-24, и после израсходования боеприпасов таранил третью машину, а затем ему удалось совершить вынужденную посадку на берегу Бирманского залива. Всего около 40 пилотов японской армейской авиации одержали на "Хаябусе" по 10 и более побед. В 1944 году 12 самолетов Ки-43 японцы передали Сиаму (Таиланду). В послевоенный период некоторое количество Ки-43 использовалось ВВС Франции в Индокитае, авиацией гоминьдана и коммунистического Китая, Северной Кореи, а также индонезийскими повстанцами.
Истребитель Накадзима Ки-43 с чисто технической точки зрения и в сравнении с другими машинами того времени не представлял собой ничего особенного. Характеристики истребителя были в целом хуже, чем у большинства современных ему машин, особенно это отставание проявилось ближе к концу войны, за исключением хорошей скороподъемности, маневренности и исключительно малого радиуса разворота. Этого удалось добиться за счет использования боевых закрылков. Союзники часто путали, принимая Ки-43 за А6М "Зеро", но неожиданная маневренность и скороподъемность японского самолета становилась неприятным сюрпризом для пилотов союзников. Самолет был прост в пилотаже и не имел ограничений на фигуры высшего пилотажа (в отличие от "Зеро"). Огромным достоинством самолета был большой радиус действия, что особенно было полезно во время наступления. Ки-43 был сравнительно дешевым и простым в производстве. В полевых условиях он был прост в обслуживании и эксплуатации, и был самым многочисленным самолетом японской армейской авиации. Среди недостатков машины можно назвать чрезмерно облегченную конструкцию, которая практически не имела запаса прочности и легко разрушалась даже пулями винтовочного калибра. Это была цена, которую приходилось платить за маневренность, скороподъемность и дальность полета. Вооружение самолета также было слабовато - два 12,7 мм пулемета.
Список источников. Дорошкевич Олег Витальевич. Самолеты Японии Второй Мировой войны; Авиационная энциклопедия.Уголок неба.Ки-43 Хаябуса; Виртуальная энциклопедия военной авиации. Армейский истребитель Nakajima Ki-43 Hayabusa; Авиация Второй Мировой. Ki-43 Hayabusa истребитель Nakajima; Авиация Второй Мировой. Ki-43 Hayabusa.Боевое применение; Нашей Родины Красные Соколы. Накадзима Ки-43 "Хаябуса" (Сапсан); http://aviadejavu.ru/Site/Crafts/Craft20231-1.htm; Музей Победы.Энциклопедия Музея Победы.Самолет-истребитель Накадзима Ки-43"Хаябуса" Япония;