Советские танки 1920-1930 гг. и советский художественный авангард. Е.С. Зернова и её творчество.
Не так давно мы вспоминали картину «Передача танков», находящуюся в экспозиции «Новой Третьяковки», на Крымском валу. И выясняли, что же за танки изобразила художница Екатерина Зернова в том далёком 1931 году. И пока мы не перешли к другим «художественным танкам» в её творчестве, надо сказать пару слов о самой художнице.
Родилась Екатерина Сергеевна Зернова в 1900 году. И прожила долгую и насыщенную жизнь, скончавшись в 1995-м. Три революции, две мировые войны и одна «холодная» война, два распада страны… Ну и так, по мелочи, типа «августОвских событий» или событий октябрьских (не семнадцатого года а девяносто третьего). Что ещё забыл?
Вот вы только представьте – родиться при стопроцентном самодержавии, пойти в школу при конституционной монархии, закончить её при демократии, поступить в ВУЗ при социализме (условно говоря социализме). А под финал жизни сменить социализм на феодальный капитализм. Стальные нервы надо иметь.
А уж если вспоминать не политику, а научно-технический прогресс…
Верхний броневик, подписанный как «итальянский» - Ansaldo-Lancia 1Z. Поучаствовавший в двух мировых войнах, а между ними – в Итало-Эфиопской и Испанской Гражданской.
Тот, что посередине, подписанный «французским», определить потруднее, слишком уж мало деталей. Может быть броневик 1917 года фирмы «Рено», на шасси американского грузовика «Уайт»? Вот только пулемёт сбоку на шкворне смущает.
Нижний, «английский», вполне привычный нам «Остин». Вот интересно, что у него художественно изображено спереди, на крышке, прикрывающей радиатор?
В 1914 году Зернова с родителями переезжает из родного крымского Симферополя в Москву, на тот момент ещё не столичную. В Москве, уже столичной, всю жизнь она и прожила. (Если не считать эвакуации во время войны). Не смотря на свои «художества», училась в Московском университете на физико-математическом факультете. Правда, параллельно посещала и Государственные свободные художественные мастерские.
Естественно, «академизм», «классицизм» и прочий «реализм» в те времена был давно не в моде. Художникам подавай чего-нибудь такого-эдакого, с подвывертом. Было тогда Общество художников-станковистов, эдакие экспрессионисты на советский лад. Художественными методами модного европейского течения изображающие и прославляющее прекрасную советскую действительность. Достижения промышленности, спорта, армии, науки и вообще – достижения передового общественного строя. К ним, станковистам, молодая художница Зернова и подалась. Картины, плакаты, книжные иллюстрации, и прочая, и прочая.
Потом, конечно, остепенилась, перешла в немного более «классическую» манеру. Но этот, поздний, период нам уже не так интересен. Портреты, пейзажи, натюрморты, благорастворение в воздусях. Нам интереснее раннее, буйное, творчество. И чтоб танки!
Впрочем, и в позднем (скорее – среднем) периоде её творчества есть техника. Всё-таки война. Но в серьёзных, товарных количествах я такого не нашёл. Потому техника у нас будет всё больше ранняя, та, которую Зернова видела в свои двадцать-тридцать лет.
Тут мы видим не просто По-2 на лыжном шасси. У него на нижнем крыле установлены санитарные кассеты Бакшаева – эдакие фанерные короба, куда мог поместиться раненый на носилках.
Просто для того, чтобы напомнить – «современный» По-2.
Этот самолёт от того, что на картине Зерновой, отличается не только «изменяемыми параметрами» (стандартные колёса а не зимние лыжи, и, само собой, отсутствие съёмных устройств на нижнем крыле), но и деталью, намеренно искажённой при создании современного образца. У этого По-2 для удобства эксплуатации с современных аэродромов вместо хвостового костыля установлено колесо. С ним гораздо удобнее летать с твёрдых покрытий. Костыль же, который устанавливался на «настоящие» По-2, хорош только на грунтовых аэродромах.
Что ж, отложим в сторону самолёт, и посмотрим, что там у Зерновой за танки.