Найти в Дзене
Точная передача

Стоит ли переносить перевёрнутый класс в онлайн? И если да, то как?

Оглавление

Первая реакция студентов на перевёрнутый класс: «Я что, всё это должен прочитать и сам понять?!». C преподавателем и сокурсниками материал закрепляют, а не изучают с нуля. Концепция перевёрнутого класса предполагает, что на лекцию или семинар приходят те, кто уже вник в тему занятия.

Если в классической модели лектор сначала объясняет, а потом даёт студентам задания, то в перевёрнутом классе всё наоборот.
Если в классической модели лектор сначала объясняет, а потом даёт студентам задания, то в перевёрнутом классе всё наоборот.

Плюсы перевёрнутого класса

Главный козырь перевернутого класса — это групповая работа. Когда материал изучен заранее, на совместное решение кейсов остаётся практически всё время занятия. Такая модель позволяет студентам обучать друг друга. Степень понимания материала в этом случае гораздо выше. Чтобы не быть в этом вопросе голословной, вот статья «Use of a Social Annotation Platform for Pre-Class Reading Assignments in a Flipped Introductory Physics Class», где есть ссылки на исследования по этому вопросу.

Немаловажно и то, что преподаватель чувствует себя учителем, а не «говорящей головой». Понимание в глазах студентов - разве не это подпитывает лекторов?

Итак, два столпа перевёрнутого класса:

  1. изучение материала до занятия;
  2. групповая работа во время занятия.

Сложности онлайн модели

По первому пункту сложности возникали всегда. По разным данным от 60% до 80% студентов НЕ читают заданное (данные из той же статьи, на которую давала ссылку в прошлом разделе). Причём 70% прочитывают всё аккурат перед экзаменами. Похоже на правду, не правда ли?

Отсутствие внутренней мотивации к изучению - основная проблема. Если в классе всё равно объяснят, зачем сейчас что-то читать?

Онлайн ещё больше снижает вероятность того, что материал будет изучен до занятия:

  • студентам бывает сложно распределить своё время (кажется, что прочитать статью или посмотреть видео перед лекцией - это быстро),
  • множество отвлекающих факторов (одни только оповещения соц.сетей способны моментально сбить концентрацию).

А групповая работа? Её-то как переносить в онлайн? Кто будет работать, а кто прятаться за чёрным экраном? Есть технические возможности в рамках одного занятия делить студентов на группы. Другие инструменты позволяют оценить вклад каждого в решение кейса. Тут нужно найти тот сервис, который будет удобен и преподавателю, и студентам. О них в следующем разделе.

Таким образом, в онлайне нужно работать с мотивацией и вовлечённостью на этапе внеклассной работы. А для организации групповой работы выбрать удобный инструменет.

Инструменты для внедрения перевёрнутого класса в онлайне

Расскажу о некоторых сервисах, функционал которых мне кажется подходящим для модели перевёрнутого класса.

Решения для внеклассной работы: чтения или просмотра видео.

Для чтения идеально подходит сервис Perusall (я уже как-то писала об этом сервисе). Perusall добавляет к простому изучению социальный компонент - возможность коммуникации с сокурсниками. Перед тем, как давать студентам задание, преподавателю нужно расставить по тексту вопросы. Таким образом, вы вовлечете студентов в чтение.

Для большей мотивации можно выставлять оценки за сданные в Perusall работы. Преподаватель сам оценивает, насколько полно студент ответил на расставленные по материалу вопросы. Это элемент внешней мотивации, но его тоже можно использовать. Внутренняя мотивация в случае Perusall зарождается в споре с сокурсниками. Нет ничего лучше двух разных точек зрения :)

Если вы хотите, чтобы студенты вдумчиво посмотрели какой-либо видео материал, позаботьтесь об их вовлечении и мотивации:

  • попросите их оставить комментарии под видео или ответить на один-два ваших вопроса (это можно сделать и в YouTube, если вы загружаете свои видео туда, и в LMS вашего учебного заведения);
  • интегрируйте вопросы в видео: просмотр будет останавливаться вплоть до ответа студента.

Для второго варианта есть несколько сервисов:

  • Perusall (да-да, туда теперь можно и видео загружать);
  • EdPuzzle (сервис заточен именно на добавление интерактива в видео: есть возможность задавать разные типы вопросов: с текстовым ответом, с выбором одного или нескольких ответов). Мне кажется, что здесь наиболее удобный функционал. Можно брать общедоступные видео или загружать свои (скринкасты, видео лекций).
  • Nearpod (тут много инструментов для интерактива в онлайне, но есть и блок посвященный видео: как раз нужный нам функционал).
Нужны пошаговые инструкции по этим сервисам? Если да - пишите, подготовлю отдельную статью.

Решения для групповой работы.

Zoom и MS Teams имеют функционал для деления студентов на группы в рамках одной трансляции. Преподаватель при этом может посещать поочередно все созданные группы.

Поскольку Zoom сейчас не у всех доступен, то покажу соответствующую кнопку в трансляции MS Teams:

Если вам нужно, чтобы студенты не просто обсуждали кейс, а работали над каким-то общим материалом, то советую использовать Miro. О Miro я тоже писала, но как об инструменте создания презентаций.

Используя Miro, вы сможете отследить действия каждого студента и в реальном времени, и после занятия. Никто не сможет отсидеться за спинами сокурсников :)

А как учатся ваши студенты? Применяете концепцию перевёрнутого класса? Поделитесь опытом!