Кровавый боевик “Мортал Комбат” мощно стартовал в российском прокате, собрав более полумиллиарда рублей за первые же выходные. Фильм, в основу которого легла серия видеоигр, смог-таки повторить успех самой первой картины про “Смертельную Битву” из далекого 1995 года. И, судя по всему, это не просто удача, а грамотный расчет.
Песнь Льда и Пламени
В фильме есть два сюжета. Первый - про великий турнир боевых искусств между Землей и Внешним Миров. А второй - про многовековую вражду двух великих воинов - Скорпиона и Саб-Зиро. Именно они красуются на постере фильма.
Несмотря на то, что оба ниндзя всегда являлись второстепенными героями вселенной, а протагонистом первых частей как игры так и фильма был Лю Кан, создатели сделали ставку именно на них. И не прогадали. Потому что представить “Комбат” без этих двух персонажей нельзя: менялись времена, менялись консоли, а Скорпион и Саб-Зиро оставались.
Если в первом фильме оба мастера подчинялись колдуну Шанг Цунгу и выступали против сил Земли, то здесь ситуацию переиграли.
Вражду их перенесли на много веков в прошлое и подвели под нее историческую базу - Саб-Зиро звали Би Хан. Он китаец. А настоящее ими Скорпиона - Хандзо Хасаши. Он японец. Они даже толком не понимают друг друга, потому что разговаривают на разных языках.
Би Хан приходит в дом Хандзо и устраивает резню - уничтожает весь его клан, заодно жену и маленького сына.
С первых минут новый “Комбат” дает понять, что здесь никого жалеть не будут - ни женщин, ни детей, и это тоже удачный сценарный ход, благодаря которому зритель весь фильм остается в напряжении, следя за судьбой главных героев и их близких.
Когда Хандзо возвращается в дом и видит тела самых дорогих ему людей, он впадает в ярость и жестоко расправляется с налетчиками.
Именно тогда рождается его культовое оружие - клинок на веревке. Только вместо боевого лезвия он использует сельскохозяйственный инструмент - пику-копалку, по-русски, совочек, с помощью которого его жена ухаживала за огородом. Звучит смешно, но выглядит очень драматично, тем более что актерская игра здесь на высоте.
Хандзо вырезает всех, кроме одного - самого Би Хана. С ним ему справиться не по силам, ибо тот обладает арканой - сверхъестественной силой.
Но и Хан не просто головорез, который устраивает массовую резню себе на потеху - он тоже мстит за смерть близкого человека. На это делается очевидный намек, но никаких подробностей зритель не узнает.
В этой бойне чудом выживает лишь младенец. Маленькая дочь Ханзо, которую спасает защитник Земли - бог грома Рейден.
Именно такова завязка фильма.
Далее события развиваются в наше время. Главного героя зовут Коул Янг, и играет его прославленный мастер боевых искусств Льюис Тан. Новая звезда современных боевиков и сериалов Netflix.
Янга нет во вселенной игр “Мортал Комбат” - его создали специально для фильма, оставив зрителей гадать о его способностях и боевом стиле. Еще больше интригу нагнетает тот факт, что Коул - прямой потомок Скорпиона (Ханзо) - он видит его во снах, в которых великий предок молит его об освобождении.
Сюжет здесь тоже отличен от первого фильма. В старом “Комбате” турнир проходил более менее честно. Бойцов грузили на эпичную лодку в виде огромного дракона и под бой барабанов отправляли во Внешний мир. Сражения проходили официально - часто при публике и без постороннего вмешательства.
В новом “Мортале” Шанг Цунг жулит: он посылает своих бойцов убить потенциальных противников еще до официального начала турнира. То есть тогда, когда защитники Земли к бою совершенно не готовы. Ни морально, ни физически. Особенно главный герой. Его лучшие годы позади, он худо-бедно выживает, получая по голове в октагоне за жалкие копейки, на которые содержит жену и дочь.
И тут, КАК СНЕГ НА ГОЛОВУ, приходит Саб-Зиро - самый сильный и самый опасный из всей команды Внешнего мира…
Плюсы нового “Мортала”
Бои
Это очевидный плюс. Они зрелищные, жестокие и кровавые. В первом фильме, как это ни курьезно, почти не было крови. Кано свернули шею, Скорпиона взорвали, Горо уронили со скалы, Рептилию - раздавили, Саб-Зиро проткнули сосулькой, но и тут крови не было. В этом отношении не повезли лишь самому Шанг Цунгу, которого скинули на стальные колья.
В новом же фильме все по-красоте, ведь “Мортал Комбат” в отличие от того же “Стрит Файтера”, это про кровь и кишки. Здесь вырывают сердца, отрывают руки, распиливают напополам шляпой и забивают до смерти садовым гномом.
Бои выглядят очень сочно, удары чувствуются, при этом нет никакой уверенности в том, что положительный герой выживет.
Юмор
В старом “Мортале” он тоже имел место, да и вообще создатели игры всегда умели пошутить. Вместо жестокого убийства противника в конце боя можно было подружиться или превратить врага в младенца. А некоторые добивания даже в те далекие времена выглядели как хохма. Так во второй части от поцелуя красавицы Катаны противник надувался как воздушный шар и взрывался, а в третьей части на оппонента можно было уронить аркадный автомат с видеоигрой или просто взорвать всю планету к такой-то матери.
В новом фильме за юмор отвечает один герой - Кано, которого блестяще играет Джош Лоусон. И треть экранного времени зал хохотал над каждой его фразой. В его исполнении герой получился беспринципным мудаком, но зато абсолютно живым. Юмор его жесток, но органичен.
Магия
Это, наверно, один из самых смелых ходов фильма. Картина вводит такое понятие, как аркана - тайная внутренняя сила, которая раскрывается лишь в определенных обстоятельствах. В игре герои швыряются огненными шарами, молниями, а зачастую даже чем-то невообразимым. В старых фильмах толком не придумали, как внятно объяснить этот факт, и оставили сверхспособности только у представителей Внешнего мира. Лишь в самом конце в руках у Лю Канга сверкает энергетический разряд.
С появлением арканы все более менее встало на свои места. Кроме того, сверхсила стала одним из главных сюжетных элементов, что вполне справедливо - без нее простой человек не ровня таким монстрам, как четырехрукий великан Горо или суперскоростной убийца Кабал.
Драма и мотивация
Здесь трудно говорить без спойлеров. Тут есть и месть, и страх за своих близких, и неверие в свои силы уже побитого жизнью (и другими людьми) человека. Здесь предательство, корысть, братская любовь. А во время финального боя и вовсе можно словить катарсис.
Минусы нового "Мортала"
По сути, минус здесь один, но довольно жирный. Кино не масштабное. От слова совсем. Многие бои происходят практически в одних и тех же локациях, которые до ужаса тесны и, что еще хуже, темны.
Внешний мир - это вообще не мир, а какой-то жалкий клочок пустыни, он больше похож на кошачий лоток с песком, посреди которого на пригорке стоит трон Шанг Цунга. Да, это выглядит именно так, как в поздних играх серии, но это неудачный ход. Древние храмы, заоблачные горные шпили, потусторонний мир и мрачный город из фильма 1995 года выглядят куда более атмосферно и впечатляюще.
Делу не помогает и отсутствие какой-либо армии на стороне великого колдуна. Складывается впечатление, что во Внешнем мире никого больше и нет, кроме кучки бойцов. Обещание Цунга в конце пойти войной на Землю при таком раскладе звучит почти нелепо.
В нужное время, в нужном месте
В заключение нужно упомянуть важную деталь - создатели фильма, очевидно, очень хорошо осознали своего зрителя. Те мальчишки (и кучка особо отбитых девчонок), которые фанатели от “Мортала” в 90-е годы, которые собирали фишки с его героями, вклеивали наклейки в особый журнал и обменивались потрепанными тетрадками с кодами на фаталити, выросли. Им сейчас от 30 до 45 лет, они обзавелись семьями, и фильм бьет именно в них.
Новый “Комбат” не про молодых непуганых ребят, у которых все впереди, а про взрослых людей, которые уже многое повидали, чьи лучшие годы позади, и чье внимание и любовь обращено уже не на самих себя, а на своих близких.
И этот клинок на веревке бьет точно им в сердце.
Автор: Александр Якушев