Найти тему
МОРСКОЙ КОНЁК

Как передвигаться по надводному льду

Тем, кому приходится преодолевать пешком значительные расстояния, для того чтобы добраться до конкретного пункта назначения, – вне зависимости от того, является ли это перемещение туристическим походом или преследует цель добраться до ближайшего населённого пункта, спасая свою жизнь, – приходится сталкиваться с самыми разными преградами, возникающими на пути следования, – горами, скалами, болотами, реками и озёрами. Обход непреодолимых участков требует увеличения времени и сил, что обычно нежелательно для путешественников, для которых каждый лишний потраченный час может сыграть негативную роль в успехе их похода.

В зимнее время, когда передвижение и так затруднено из-за глубокого снежного покрова, заледенелых дорог и метели, каждое дополнительное препятствие на пути к цели становится ещё более досадным. Но мороз сковывает поверхность водоёмов, покрывая их многосантиметровым слоем льда и как бы даёт путешественнику бонус в компенсацию за те проблемы, которые создал, позволяя ему пройти по ледяному покрытию и не тратить время на обход.

Соблазн сэкономить время и силы в такой ситуации велик, но нужно понимать, что передвижение по льду над водой сопряжено с огромным риском провалиться в воду, что в условиях мороза может очень быстро привести к катастрофе. Поэтому если имеются хоть какие-то сомнения в успешности такого предприятия, лучше сразу отказаться от него в пользу обходного пути. Если же ситуация настолько критическая, что переход по обледенелому водоёму кажется необходимым и оправданным, то следует придерживаться нескольких рекомендаций по тому, как лучше совершать подобные переходы.

Структура льда зависит от температуры окружающей среды . Если в последние дни воздух поднимался выше –6°С, он уже ненадёжен. Относительно прочный лёд может сформироваться, если накануне было не выше –10°С.

Новый лёд прочнее старого . Со временем в толщи льда накапливаются большие и маленькие трещины, по которым в случае нагрузки он начинает разламываться. Поэтому 10-12 см нового льда способны выдержать вес человека, а 30 см старого льда могут проломиться под ним. Отличить новый лёд от старого можно по чистоте и прозрачности: старый и хрупкий лёд мутно-белого или желтоватого цвета.

Качественный лёд должен иметь голубоватый или зеленоватый оттенок
Качественный лёд должен иметь голубоватый или зеленоватый оттенок

Гладкость льда также имеет значение : чем он более ровный и гладкий, тем крепче. Неровный лёд свидетельствует о том, что под ним не тихая река, пруд или озеро, а быстрый ручей или река. Лёд над сильной проточной водой всегда опаснее.

Лёд над сильной проточной водой всегда опаснее
Лёд над сильной проточной водой всегда опаснее

Прежде чем выходить на ледяную поверхность, необходимо вооружиться шестом или длинной палкой и тщательно исследовать состояние льда у берега. Нередко именно здесь больше всего трещин, да и лёд тоньше из-за малой глубины.

Далее с помощью того же шеста необходимо весь путь прощупывать и простукивать лёд перед собой, прислушиваясь к звуку, тон которого зависит от толщины, а характерный треск должен быть сигналом, что следует отойти в сторону или возвращаться назад. Часто трещины видны и невооружённым глазом, поэтому необходимо внимательно осматривать лёд перед собой.

Передвигаться по льду нужно, распределяя свой вес по как можно большей площади поверхности льда. Поэтому лучше не шагать, а скользить поочерёдно расставленными ногами. В случае возникновения треска под ногами, нужно немедленно ложиться на живот, чтобы ещё больше увеличить площадь соприкосновения, и преодолеть опасный участок ползком.

Держитесь подальше от вмёрзших в лёд предметов, растений, а также от участков, покрытых сугробами, поскольку там толщина льда тоньше. Также нежелательно проходить там, где кто-то прошёл до вас – любая нагрузка на лёд увеличивает количество трещин и ослабляет его.

Если всё-таки произошло непоправимое, и вы оказались в воде, главное, сохранять спокойствие и чистый разум. В воде тело отдаёт тепло в 25 раз быстрее, чем на воздухе, и при температуре воды, близкой к нулевой, через минимум четверть часа и максимум через три четверти наступит переохлаждение и потеря сознания. Поэтому нужно не паниковать, а быстро действовать.

Держа голову над водой, нужно прижать колени к груди, чтобы дольше сохранить тепло. В ледяной воде тело непроизвольно старается сопротивляться холоду с помощью быстрых движений, но нужно пересилить себя и прекратить барахтаться, впустую расходуя свою энергию.

Выбираться лучше в ту сторону, откуда пришли, поскольку неизвестно, какой лёд будет дальше, а позади он уже проверен.

Способ, который мы используем для того, чтобы выбраться из бассейна, подтягиваясь на краю на руках, в данной ситуации не подойдёт – под тяжестью тела края льда будут обламываться. Здесь нужно будет оттолкнуться ногами от воды и, вытянув руки вперёд и в стороны, распластаться по льду, постепенно наползая на него и вытягивая ноги. Если полынья позволяет по ширине, можно сделать «наползание» на лёд спиной с раскинутыми руками, одновременно отталкиваясь ногами от противоположного края полыньи.

Чтобы цепляться за лёд руками, нужно использовать какие-нибудь подручные предметы, например, ключи или ручки. Если мороз достаточно сильный, можно попробовать «приморозить» ко льду какой-нибудь мокрый элемент одежды, например, шарф или шапку, чтобы затем использовать его для опоры.

Чтобы вытянуть из полыньи человека, следует подползти к краю и протянуть ему руки, а ещё лучше – палки, уцепившись за которые он сможет выползти на лёд. Выбравшись из воды, следует несколько метров проползти от края полыньи, и лишь затем вставать.

Находиться на морозе в мокрой одежде особого удовольствия не доставит, но раздеваться есть смысл только если вы сможете переодеться в сухую одежду или высушить то, что одето на вас. Для одиноко передвигающегося путника этот вариант нереален – мороз не даст одежде высохнуть, а разводить огонь придётся очень долго (если вообще получится), поэтому придётся высушивать одежду на себе, грея своим теплом. Единственное, чем можно ускорить этот процесс, – быстро раздеться, хорошенько отжать всё, что на вас было, и снова одеть на себя, а затем продолжить путь.