Найти в Дзене
Экстрим тур

40 лет тому назад. Ищем свое старое охотничье зимовье.

Оглавление

Мое зимовье много лет тому назад.
Мое зимовье много лет тому назад.

Уважаемые читатели.

Был в моей жизни период (это около сорока лет тому назад), в течение которого я, в качестве охотника-любителя, занимался пушным промыслом на закрепленном за мной участке в верховьях реки Крол. Некоторые эпизоды из этой своей таежной жизни я описал в своих рассказах "Противостояние" и "Первый медведь". Много раз в течении последующей жизни я собирался сходить на свой участок, но все как-то не получалось, хотя я покинул его, как говорят, чтобы вернуться. В избе и возле нее был оставлен нехитрый таежный скарб, который заносился туда на своих плечах в течении всех лет охоты. И наконец моя давнишняя мечта сбылась. В этом мне поспособствовал мой старший сын, который, вместе с младшим братом, помогал мне строить избу в те далекие годы.

Чтобы зафиксировать наш поход мы взяли с собой ЭКШен камеру и фотоаппарат NIKON. К великому сожалению, в процессе сборов я забыл взять с собой шнур от зарядного бокса. Камера вскоре разрядилась и большинство видео воспроизвести не удалось. У фотоаппарата были какие-то проблемы с памятью и он тоже помог нам не в полной мере.

Станция Крол дороги Абакан-Тайшет. Начало нашего похода.
Станция Крол дороги Абакан-Тайшет. Начало нашего похода.

До станции Крол, дороги Абакан - Тайшет, мы доехали с рабочим поездом. После краткого "перекура", отвернув в сторону от "железки", мы направились к цели нашего путешествия. На своем пути мы должны были пересечь два ручья, первый из которых назывался Медвежьим, а следующий за ним, носил название Шурфовочного. Вот за ним и находилась наша изба. По пути нашего следования должна была находиться охотничья изба одного моего знакомого, возле которой мы планировали сделать небольшой привал. На этой избе мне бывать не доводилось, но так как она была посещаемой, то найти ее большого труда не составило. Не спеша преодолев двухчасовой подъем, мы вышли к избе, и после часового перекура направились в сторону Шурфовочного.

Большая удача найти такую избу, когда ты замерз, промок и устал, а помочь тебе не кому. Та самая изба.
Большая удача найти такую избу, когда ты замерз, промок и устал, а помочь тебе не кому. Та самая изба.

Выйдя через некоторое время к ручью, я понял, что мы вышли на него несколько выше того места, от которого нам следовало держать путь к нашему зимовью. Неподалеку от этого места, на поляне, у меня находился солонец, а метрах в пятнадцати от него была оборудована бревенчатая засидка, в которой мы ожидали прихода посещающих солонец зверей. Двигаясь вниз по ручью, я искал приметное место, в котором ручей подходил близко к склону и имел очень характерный изгиб.

Ручей Шурфовочный.
Ручей Шурфовочный.

Найдя похожее место, мы стали искать нашу засидку. Вы не представляете себе, как за прошедшие годы изменилась местность. Ранее от реки Крол в доль шурфовочного были пропаханы полосы, в которых лесники высадили саженцы сосны. Однако все было сделано так, как обычно делается у нас в России - для "галочки". Во - первых, в округе росли только представители темно-хвойных пород, а именно - кедр, пихта и елка, а посему посадить в этом месте саженцы сосны, было мягко говоря странным решением. Кроме всего прочего, лесопосадки никто не пропалывал и дружно всходивший весной травостой, заглушал саженцы, не давая им развиваться. Все годы моих таежных скитаний я ходил мимо этих посадок и наблюдал, как саженцы медленно но верно гибнут. Однако прошло более тридцати лет, как я не посещал эти места. Место было просто не узнать. В бороздах где были посажены саженцы сосны ( их просто не оказалось ), стройными рядами росли ель, пихта и береза. Вечерело. Посоветовавшись, мы решили спуститься к реке и там остановиться на ночлег.

Лагерь у реки Крол.
Лагерь у реки Крол.

Переодевание, оборудование кострища, установка палатки, приготовление ужина и сушка мокрых вещей, на все на это ушло довольно много времени... Было уже за полночь, когда мы, наконец, приняв на грудь по сто заслуженных туристских грамм коньячка , приступили к трапезе.

Ночные посиделки.
Ночные посиделки.

Как принято говорить, ужин прошел в теплой и дружественной обстановке. В процессе приема пищи мы обсудили день прошедший и планы на будущий, после чего забрались в палатку и уснули, как убитые.

Целый день хождения по таежному бурелому с, пусть и не очень тяжелыми, рюкзаками за спиной дали о себе знать, а посему проснулись мы часам к десяти дня. В наши планы входило посещение другой, дальней избы, в которой я стоял в первые годы своей таежной жизни. К этой избе в то время вела нахоженная тропа ведущая вверх вдоль Крола. Наивно было думать, что тропа сохранилась. В то время ее регулярно топтали, кроме меня, еще два моих соседа по участку, к тому же, нет-нет да забредали кто-нибудь из наших знакомых.

Выйдя на то место где проходила тропа, я вынужден был констатировать, что нашим планам не суждено сбыться. От тропы не осталось и следа. Оба моих соседа давно покинули этот мир, я перестал ходить по ней после того, как построил новую избу, в стороне от Крола, а посему она со временем просто исчезла. К тому же, следует отметить, что мерять таежные версты ногами уже никого не заставишь. Представители нового поколения посещают только те места, до которых можно доплыть, доехать или долететь. Казалось бы и расстояние не такое большое, около двух часов быстрым шагом по тропе, но когда ее просто нет и брести придется через заросли кустов и траву, в рост человека, то приходит четкое понимание, которое можно выразить лишь как, "да иди оно"...

Короче говоря было решено продолжить поиски той избы, которую мы хотели отыскать изначально. Перекусив остатками вчерашнего ужина, каждый занялся своим делом. Макс стал собирать палатку и вещи, а я взял свою "тарелку" и решил отмыть парочку проб из донных отложений.

Ручей Шурфовочный.
Ручей Шурфовочный.

Мои знакомые оформили лицензию на поиск и разведку драгметаллов на той территории, на которой мы как раз и находились. К сожалению время было потрачено зря, так как пробы не дали положительного результата. К тому же, мой правый "болотник", совсем еще не ношеный, лопнул в месте, не подлежащем склейке, а посему от дальнейших водных процедур пришлось отказаться. Закончив сборы мы направились к солонцу и вскоре обнаружили то, что когда-то было скрадком.

Остатки скрадка возле бывшего солонца.
Остатки скрадка возле бывшего солонца.

Поляна на которой ранее был солонец полностью заросла елово-березовым подростом. Передохнув, мы взяли курс на избу. Необходимо было перевалить через гору и выйти к разложине, в верней части которой, чуть в стороне, должна была находиться изба. Перевалив через гору мы вышли к тальцу, так у нас называют место в котором берет начало ручей и, которое, не замерзает зимой даже в самые сильные морозы.

"Ну, почти пришли", - поспешив с выводами, произнес я. Однако время опять сыграло с нами злую шутку.

"Ты посиди", -сказал я Максу. - "Я, налегке, добегу до избы и вернусь за тобой".

За прошедшие долгие годы в моей памяти стерлась информация о том, что в этом месте были два ложка, похожие друг на друга, как две капли воды. Изба находилась не в том месте, где мы остановились, а на краю следующего ложка, до которого нужно было пройти совсем немного. Оставив сына ожидать моего прихода, я быстрым ходом направился на поиски избы, однако удалившись на расстояние, на котором она должна была находиться, я ее не обнаружил. Расширяя радиус поиска, я начал кружить вокруг предполагаемого места, где по моим представлениям должна была находиться изба. Тщетно. Я, как всегда бывает в таких случаях, "запсиховал" и еще более удалился от места начала поиска. Как назло день был пасмурный, компаса у меня с собой не было, а на умеренно заболоченной местности росли редкие чахлые елки и пихты. Где-то под корнями деревьев, журчала вода. У меня с собой был "Пионер", заряженный звуковыми патронами, а у сына осталось мое ружье.

"Какие проблемы ", - подумал я, и выстрелил. В ответ - тишина. Выстрелил еще раз. Тот же результат. Зарядов больше не было. "Ладно", - решил я. "Пойду по направлению в котором журчит вода, все ручьи бегут в Крол. Так и поступил. Вскоре ручей себя обозначил, еще через некоторое время он увеличился, а местность приобрела знакомые очертания. Передохнув, я собрался продолжить свой путь и в это время, совсем рядом, раздался выстрел. Слегка изменив направление я вскоре подошел к месту, откуда начал свой неудачный поиск. Не много не мало, а блуждал я чуть больше часа. Начинало смеркаться. и продолжать дальнейший поиск не имело смысла. В тайге темнеет очень быстро, а нужно было еще выбрать место для ночлега, заготовить дров, поставить палатку и что-то приготовить на ужин. Быстро закончив со всеми делами, уселись за импровизированный стол и приняли по "сто за неудачу". Сами понимаете, русский мужик выпивает только в трех случаях - с горя, на радостях, и, просто так. В самом конце нашей трапезы я, вдруг, вспомнил об этом чертовом, втором ложке, на краю которого должна находиться наша изба.

Место нашей второй стоянки.
Место нашей второй стоянки.

Под утро похолодало. Быстро покинув палатку мы позавтракали, собрали вещи и приступили к последнему этапу наших поисков, благо с тем, куда идти, я уже определился. Взяв чуть правее от тальца, мы через некоторое время мы были в начале следующего ложка, очень похожего на тот, у которого провели свою вторую ночь.

Пройдя расстояние на котором должна была находиться изба мы начали осматривать окрестности, однако сходу ее обнаружить не удалось, а голову начали одолевать мысли, что опять ищем не там. Вдруг моя нога запнулась о невысокий пень. Рассмотрев его внимательно я понял, что дерево росшее на этом месте было спилено много лет тому назад, примерно в то время, когда мы строили наше таежное жилище. " Смотри внимательней", - крикнул я Максу и почти сразу услышал его отклик - "нашел". Приблизившись к месту возле которого стоял сын, я увидел лежащие, практически на уровне земли, останки того строения, которое служило мне верой и правдой в течении многих лет моей таежной жизни. Охотился я на этом участке около двенадцати лет, не пропустив ни одного года. Снега в этих местах выпадали под два метра, а поэтому снег с крыши приходилось сбрасывать два-три раза. Как я писал в своем рассказе, на момент строительства избы старший сын окончил девять классов школы, а младший всего семь. Лес мы валили и разделывали при помощи двуручной пилы, а ввиду того, что помощники не обладали в то время богатырским здоровьем, поднимать руками бревна на высоту большую собственного роста стало затруднительно и я принял решение выкопать внутри сруба котлован глубиной, равной двум-трем венцам. Это позволило значительно облегчить строительство. После того, как изба была накрыта сверху, а пол был выслан колотыми досками, в ней можно было свободно перемещаться не сгибаясь и не боясь набить на голове "шишку". После того, как изба оказалась "непосещаемой", она, с течением времени, была просто раздавлена снегом, а сгнившие от времени бревна, заполнили выкопанный ранее котлован.

Наше зимовье 30+ лет спустя. Сравнить с фото в начале публикации.
Наше зимовье 30+ лет спустя. Сравнить с фото в начале публикации.

Рядом с останками избы мы обнаружили сложенную под деревом утварь (посуду, кастрюли, ведра, кружки и т.д.), а на самом дереве, висящий короб для сбора ягод.

Остатки таежного имущества. Может кому и сгодится...
Остатки таежного имущества. Может кому и сгодится...

Походив вокруг бренных останков нашего убежища, мы сделали несколько фотографий и отправились в обратный путь, так как лимит времени, отведенный на наш поход закончился. До избы моего знакомого добрались без приключений, хотя пришлось преодолеть значительный участок местности покрытый жутким буреломом, отнявшим у нас не мало сил и времени. Возле избы вскипятили и попили чайку и снова отправились в путь. Последний участок перед железной дорогой штурмовали напрямки при свете фонариков. В "дежурке" переоделись, согрели чай, перекусили и стали дожидаться ночного "абаканского" , который доставил нас до станции Мана - конечного пункта нашего путешествия.

И в заключение :

- как ни странно, когда тебе "за семьдесят", таежные версты становятся на много длиннее, чем они были, когда тебе было чуть больше тридцати;

- не менее странно, что запланированного тобой, на таежные вылазки, времени, почему то хронически не хватает и при планировании, его следует хотя бы удваивать;

- носимые за спиной килограммы имеют гораздо больший вес, чем те, которые ты носил в молодые годы .

Друзья! Настоятельно рекомендую Вам, хотя бы изредка, совершать подобные вылазки. Любите и берегите свою природу - МАТЬ ВАШУ.

Посещайте мой канал. На нем не скучно. Если статья понравилась, подпишитесь на канал и отблагодарите автора лайками и комментариями. Если же Вы просто кликните на рекламу, то тем самым, пусть - символически, поддержите канал материально.