Найти в Дзене

А не воспользоваться ли нам точкой Лагранжа L 4 системы Земля-Луна.

Точки Лагранжа – это вырожденные решения задачи трех тел, о чем было рассказано ранее. Показано, что точки Лагранжа L 4 и L 5 в рамках ограниченной круговой задачи трех тел устойчивые. Этим следовало бы воспользоваться.

Мы вправе надеяться, что с этой точки можно улететь в околосолнечное пространство, не затрачивая энергию на поддержание параметров орбиты КА.

Рассмотрим этот вопрос подробнее.

Рис.1. Схема расположения точек Лагранжа  L 4
Рис.1. Схема расположения точек Лагранжа L 4

Схема расположения точек Лагранжа L 4 и L 5 показана на рис. 1. Характерным является то, что точки Лагранжа L 4 и L 5 располагаются в вершинах равносторонних треугольников, образуемых Землей, Луной и КА, помещенным в эти точки.

Перелет с НОО на расстояние орбиты Луны обеспечивается импульсом скорости 3.135 км/с, а на установку КА в точку L 4 требуется импульс скорости 0.6675 км/с и наконец для перелета на границу сферы действия Земли относительно Солнца 0.195 км/с. Для сравнения вариантов полета к Венере прибавим импульс уравнивания скоростей при переходе в афелий эллипса, соединяющего орбиты Земли и Венеры 2.365 км/с.

Чтобы убедиться, что мы попали именно в точку Лагранжа L 4, необходимо проверять два контрольных значения: расстояние КА от Земли, на рис. 1 это r_ Zka =384400 км и r_Lka =384400 км – расстояние КА от Луны. Если первое расстояние обеспечивается разгонным импульсом скорости, то второе – датой запуска. При этом скорость КА должна равняться орбитальной скорости на радиусе орбиты Луны.

Таким образом, для выхода на траекторию полета к Венере из точки Лагранжа L 4 требуется импульс скорости 6.3625 км/с. Это один из худших результатов из вариантов рассмотренных нами ранее:

-на первом месте вариант с использованием разгона в сфере действия Луны 3.15-1.165+2.365=4.35 км/с,

где 3.15 – импульс перелета НОО – окрестность Луны, 1.165 – вычитаемая прибавка, которую дает Луна на разгон КА, 2.365 – уравнивание скоростей при переходе на эллипс полета к Венере. А выход на границу СД Земли обеспечивает гиперболическая траектория облета Луны;

-на втором месте целевой перелет с НОО на границу СД Земли относительно Солнца 3.18+2.365=5.545 км/с,

где 3.18 – импульс скорости на перелет НОО- граница СД Земли относительно Солнца;

-далее - использование орбиты NRHO 3.831+0.195+2.365=6.391 км/с,

где 3.831 – импульс скорости перелета НОО- NRHO с выходом на эту гало орбиту, 0.195 – импульс скорости перелета на границу СД Земли относительно Солнца;

-последний из рассмотренных вариантов – использование точки Лагранжа L 4 для перелета на эллипс к Венере

3.9975+0.195+2.365=6.4125 км/с

где 3.9975 – импульс установки КА в точку Лагранжа L 4.

Надо заметить, что последние два варианта мало отличаются по величине необходимого суммарного импульса скорости. Кроме того, не следует забывать о затратах на поддержание стабильности параметров орбиты NRHO , для которого требуется импульс 0.250 км/с в год.

А как поведет себя орбита КА, установленного в точку Лагранжа L 4, посмотрим ниже.

Рис.2 Характер эволюции орбиты КА, установленного в точку Лагранжа L 4 через некоторое время после выведения.
Рис.2 Характер эволюции орбиты КА, установленного в точку Лагранжа L 4 через некоторое время после выведения.

Как видим из рис.2, орбита КА, установленного в точку Лагранжа L 4, также неустойчива, как и NRHO . Причины неустойчивости те же: орбита Луны не круговая, а эллиптическая, следовательно, условия существования точек Лагранжа не выполнены. Но это одна из причин. Второй причиной разрушения орбиты КА, установленного в точку Лагранжа L 4 является возмущение от Солнца. Необходимо проводить коррекцию орбиты КА на каждом витке его траектории. Расчеты показывают, что для стабилизации ситуации требуется коррекция орбиты в апсидальных точках, как показано на рис. 3.

Рис.3 Вид орбиты КА, помещенного в точку Лагранжа L 4 после коррекции.
Рис.3 Вид орбиты КА, помещенного в точку Лагранжа L 4 после коррекции.

Здесь каждый цвет показывает поведение куска орбиты после очередной коррекции, каждая из которых проводится через 13.7 дней. Видно, что удается компенсировать отклонение параметров орбиты и стабилизировать ее поведение, обеспечив за виток возврат к начальному состоянию. Однако затраты импульса скорости на эту операцию все же велики (0.373 км/с за виток, что в пересчете на год составляет 4.476 км/с в год).

Таким образом, идея использовать точку Лагранжа L 4 для старта КА к планетам Солнечной системы при длительном времени нахождения корабля в ней оказалась не состоятельной.

Но мы узнали ответ на другой важный вопрос: почему в этой точке не накапливается космический мусор, как должно быть в устойчивой точке Лагранжа.

Уважаемый читатель, понравился ли Вам проведенный анализ ?

Поставьте лайк, подпишитесь на канал. Мы рассмотрим здесь еще не одну интересную космическую задачу.