«Он сказал: «Поехали!»: 5 самых ярких автомобилей первого космонавта.
Юрий Гагарин первым осуществил мечту всего человечества, облетев вокруг земного шара. Возвращение сделало его самым знаменитым человеком 1961 года. Первого космонавта хотели видеть все и везде, несмотря на разгар холодной войны. Прокатившись на самых лучших автомобилях того времени – Cadillac, Rolls-Royce, Bentley, Buick, Lincoln, Citroen, он еще больше «заболел» автомобилями. И хотя на момент полета у него не было водительского удостоверения, Гагарин вскоре сдал на права (управлять космическим кораблем было бы сложнее) и стал страстным автомобилистом.
ЛАЗ-695Б «Львов»
После того как 1 января 1960 года был создан Центр подготовки космонавтов, остро стал вопрос… логистики космонавтов. Для процедуры надевания скафандров и проверки их работоспособности требовалась специальная лаборатория, которая не могла находиться вблизи площадки № 1, где располагались стартовые сооружения для ракеты-носителя. А чтобы доставить космонавтов, облаченных в громоздкие и жаркие скафандры, не подходил ни один советский автомобиль.
Для решения этой проблемы ЦПК ВВС обратился к Львовскому автобусному заводу — на тот момент львовское автобусостроение было наиболее передовым во всем СССР. И, что немаловажно в условиях плановой экономики, куда более гибким, чем остальные предприятия той сферы. В мае 1961 года, после приемки специальной государственной комиссией, «космобус» доставили на Байконур.
С виду это был обычный ЛАЗ-695Б, но с основательно переделанным салоном, парой мощных вентиляторов и двойным контуром бортовой электросети. Все штатные сиденья с левой стороны заменили креслами повышенной комфортности для сопровождающих. Справа, в пределах базы, на приличном расстоянии друг от друга установили два особых ложемента для космонавтов. Дополнительная электросеть предназначалась для розеток, через которые подключалась вентиляция для скафандров, плюс спецоборудования — аппаратуры для радиосвязи, киносъемки и медицинской диагностики. Поскольку автобус предназначался для эксплуатации в казахской степи, особое внимание львовяне уделили герметичности салона.
Именно этот ЛАЗ-695Б «Львiв» привез 12 апреля 1961 года Юрия Гагарина на стартовую площадку ракеты-носителя «Восток» и впервые попал в кадры кинохроники. В которых он будет регулярно мелькать вплоть до 1968 года, когда ЛАЗ построил для трехместного корабля «Союз» спецтранспорт, рассчитанный сразу на 6 космонавтов.
ЗИЛ-111В
После 108-минутного полета Гагарин приземлился в Саратовской области и самолетом был доставлен в аэропорт «Внуково». В правительственном терминале его ждал один из трех собранных парадных кабриолетов ЗИЛ-111В. И в сопровождении экс-мэра Киева Никиты Хрущева и эскорта мотоциклистов на КМЗ-750 «Днепр» первый космонавт отправился в свой беспрецедентный тест-драйв лучших автомобилей мира. За следующие два года Гагарину пришлось еще не раз облететь земной шар, но уже не на космическом корабле.
ROLLS-ROYCE SILVER CLOUD II
Менее чем через месяц после полета он успел посетить Чехословакию, Болгарию, Финляндию и Великобританию. Правда, в последнем случае это было не официальное приглашение, а «дружественный визит» – на родину Шекспира космонавта позвал… профсоюз литейщиков. Чем поставил официальный Лондон, находящийся в весьма холодных отношениях с СССР, в весьма щекотливое положение. Тем не менее пролетарии принимали Ю.Г. по высшему разряду – возили на новейшем кабриолете Rolls-Royce Silver Cloud II с «именными» номерами YG1 (Yuri Gagarin 1). И несмотря на типично английскую погоду космонавт ни разу не попросил поднять тент. Дело в том, что за три дня до визита Daily Mirror опубликовал расписание его прилета. И англичане выстроились в 20-километровый живой коридор от аэропорта до Лондона.
Впоследствии оказалось, что Rolls-Royce был собран по индивидуальному заказу для американского бизнесмена Дж. Франклина, ненавидевшего СССР, а номера одолжены у местной певицы Яны Гард.
Читайте также: Rolls-Royce Ghost: «постбогатство» — новая грань сдержанной роскоши
ГАЗ-69
В 2000 году в редакцию киевского журнала «Сигнал», где я начинал свой журналистский путь, пришел подтянутый старичок с картонной папкой, полной интереснейших фотографий. На одной из них он катает Гагарина на ГАЗ-69. Оказалось, что, будучи начальником ГАИ Черниговской области, Сергей Конюшковер обеспечивал порядок во время визита космонавта в «партизанский край».
Программа визита подразумевала проезд в открытом автомобиле по беговым дорожкам стадиона, но Гагарин приехал на закрытой «Волге». Конюшковеру на решение задачи дали 15 минут. На счастье, подходящее авто стояло на парковке у стадиона. Двери были открыты, ключи подошли от служебного автобуса, вот только тент никак не хотел сниматься… Оказалось, что это был транспорт председателя областного радиокомитета Екатерины Соколовой, которая так и не обнаружила подвоха, пока «угонщик в должности начальника ГАИ» сам не рассказал ей о том, как катал Гагарина на украденном у нее авто.
ГАЗ-21 «ВОЛГА»
Первым личным автомобилем космонавта стал черный ГАЗ-21 (г/н 78-78 МОД), на который тот истратил свою «космическую» зарплату — 15 тыс. руб. Когда горьковские автомобилестроители узнали, для кого предназначается автомобиль, то отхромировали все детали наружного декора (вплоть до окантовки окон), а салон отделали материалами небесно-синей гаммы, которые предназначались для экспортных версий для рынков капстран. А вот во время официального визита Гагарина на ГАЗ им пришлось в буквальном смысле краснеть — когда после выступления кто-то из рабочих спросил о самочувствии «Волги», Гагарин признался о частых поломках. Оказалось, что, помимо огрехов в сборке двигателя, у седана неправильно закреплена задняя ось.
Matra-Bonnet Jet VS
Всего в гараже Гагарина было пять автомобилей. После космического полета ему выделили сначала служебный ГАЗ-69 с водителем, затем номенклатурный ГАЗ-13 «Чайка». Потом, сменяясь, появились личные ГАЗ-21 «Волга».
Будучи в загранпоездках, космонавт живо интересовался автомобилями, на которых его возили. И иногда удавалось прокатиться – кто откажет космонавту? Так, он остался в восторге от переднеприводного Citroen DS с гидропневматической подвеской. А вот американские автомобили – Buick, Chevrolet и Lincoln (на них он катался на Кубе) — впечатлили его разве что «размахом крыльев». Стало понятно, что технические решения интересуют его куда больше, чем стилистика и габариты.
Читайте также: Citroen выпустил электромобиль за 6 тысяч евро
Во время своего второго визита во Францию в 1965 году Гагарин посетил международный авиасалон Ле-Бурже, продемонстировав в небе парижа управляемость вертолета Ми-6. На выставке его внимание привлекло компактное среднемоторное купе Matra-Bonnet Jet VS – побочный продукт аэрокосмического концерна Mechanique-Aviation-Traction. Снимки с «небесным первооткрывателем», внимательно рассматривающим спорткар, тут же разлетелись по миру. И французы — главные союзники СССР среди капстран Европы — приняли единственно верное решение. Проконсультировавшись с советскими дипломатами, после окончания выставки они отправили автомобиль в Москву.
Когда Гагарин вернулся домой, его пригласили в посольство Франции и под овации журналистов и сотрудников дипмиссии вручили ключи от купе цвета «платиново-серый перламутр». Гагарин был счастлив. Во-первых, все предыдущие официальные попытки подарить ему автомобиль (их было минимум четыре) оканчивались ничем; во-вторых, Matra-Bonnet Jet VS была самым уникальным из возможных подарков — настолько незаурядным был производитель, а конструкция и вовсе самобытной. Благодаря аэрокосмическим технологиям обработки стали, выпекания стеклопластиковых панелей и продувки в аэродинамической трубе купе весило всего 600 кг, и скромный 1,1-литровый 95-сильный моторчик разгонял его до 200 км/ч.
И все бы хорошо, если бы не секретарь ЦК КПСС Михаил Суслов. Главного идеолога компартии взбесило фото космонавта в югославском журнале, подписанное так: «На авиационно-космической выставке Гагарина больше занимали автомобили». «Я ответил Суслову, что с содержанием статьи знаком и статья пасквильная, — писал в своих воспоминаниях начальник первого отряда космонавтов Николай Каманин. — Французы подарили Гагарину гоночную машину, зная, что он увлекается быстрой ездой. Принять подарок от французов посоветовали министры Дементьев и Смирнов и наш посол в Париже Зорин». В итоге космонавт лишь дважды был замечен за рулем спорткара. Первый раз — во время церемонии передачи, второй — 2 марта 1968 года, в последний день учебы в Военно-воздушной академии им. Н. Жуковского.
ЛАЗ-695Б «Львов»
Один львовский автобус привез Гагарина к его первому космическому полету, другой – к самому последнему. Правда, это был не уникальный «космобус», а обычная «вахтовка», обслуживающая персонал Звездного городка. 27 марта 1968 года, когда автобус подъезжал к аэродрому, первый космонавт обнаружил, что забыл дома пропуск. Пришлось, несмотря на примету, возвращаться. Спустя три часа самолет МИГ-15УТИ, пилотируемый Героем Советского Союза Юрием Гагариным, разбился при невыясненных обстоятельствах.
Читайте также: Джо Байден: самый автомобильный президент США