Идея динамики человеческого сознания и мира поражает тем, что уж сознание человека кажется весьма статичным, непоколебимым, а тут такое заявление — оно всегда меняется!
Бергсон пытался как мог доказать независимость разума от тела, но у него это плохо получалось, хотя дискуссия по поводу внетелесности разума продолжается, но показ независимость разума от тела не доказана, так как не найдено вместилище разума кроме человеческого мозга.
Ударение на том, что именно интуиция, а не интеллектуальный анализ раскрывает истину о мире порой обескураживает, но дает понять, что не всё так очевидно, даже в том, что уже давно известно и считается аксиомой.
Бергсон считал, что эволюция может быть только творческой, направленной, программируемой, но никак, не случайной и стихийной. Формировать жизнь может только творческий импульс, а не естественный отбор. Именно творческий импульс, творческая энергия лежат в основе эволюции, а отбор лишь элемент разумного творчества, не более того.
Он видел в морали два антагонистических начала (как и в науке — Бог и случай) — статичное, конформистское и механистичное, которое выражено в законах общества и науки, и динамичное, вдохновенное, ломающее барьеры и изменяющее мир, содержащееся в творчестве и мистических переживаниях святых людей.
По мнению Бергсона, всегда будут особенные люди, потому что глубоко и постоянно следовать своему осознанному выбору не каждый может, особенно если это затрагивает не физическое существование человека и его материальные потребности, а нечто большее — интеллектуальную, культурную и духовную деятельность.
Бергсон всегда подчеркивал разницу между материей и жизнью, её причиной, тем что создает и поддерживает её. Он считал, что одних лишь биологических усилий тут явно недостаточно. Жизнь и материя — два противоположных импульса вселенной. Один — стремление к постоянному созиданию и созданию разнообразия, другой — энтропическое принуждение к однородности, рассеянию энергии и сопротивлению потоку жизни. По Бергсону если всё в мире материально, то тогда не было бы никакой разумной жизни. Сама жизнь слишком хрупка, если к ней подходить с позиции космических масштабов, но особенно, разумная жизнь.
Интеллект интерпретирует «поток опыта в виде дискретных, повторяющихся объектов наблюдения, представляет путь материи, управление ею, стороннее управление, а не её самоорганизацию. Его величайшее достижение — геометрия, он отрицает постоянный поток опыта и пытается познавать реальность посредством идентификации и классификации опыта в виде повторяющихся, дискретных единиц. С этим контрастирует «инстинкт». Инстинкт — созидательная и разрушительная сила одновременно, в меньшей степени связанная с пространством, нежели со временем. Поскольку для опыта характерна последовательность, созидательная сила всегда обладает качество «продолжительности», извечного «возникновения» без действительной реализации. Материя же и так реализована, она уже применяется как есть в отличие от разума, которому есть что корректировать в себе и даже форматировать, если разум хочет расти над собой. Материя же к этому в принципе не способна.