Относительно режиссеров фильмов у зрителей есть несколько затруднений:
1) часто публика просто не помнит фамилий режиссеров, хотя сами фильмы любит и даже может считать шедеврами, а снявшихся там актеров – талантами.
Допустим, сразу после выхода на экраны в 1978 г. советской картины «Д’Артаньян и три мушкетера» публика полюбила игру Михаила Боярского, Вениамина Смехова, Александра Трофимова, Алисы Фрейндлих и др. Но мало кто до сих пор в состоянии выговорить фамилию режиссера Георгия Юнгвальда-Хилькевича. Но ведь звездами в данном кино эти актеры стали во многом благодаря именно ему;
2) бывает, о конкретном режиссере слышали (еще бы, его так часто упоминают!), но его фильмографию назвать не могут.
Вот сколько вы знаете фильмов, снятых корифеем советского кино Сергеем Бондарчуком? «Войну и мир»? Всё? «Судьба человека» и «Они сражались за Родину», говорите? Ну, еще пару-тройку назовете? А вы точно не путаете его актерские работы с режиссерскими?..
Ах, вы больше любите современное кино? Хорошо, а какие фильмы сына этого корифея – Федора Бондарчука – вы припомните? «Обитаемый остров» и..? Вот так вот;
3) нередко люди банально путают режиссеров, особенно если те снимают в близких жанрах;
4) бывает, что «за лесом не видят деревьев». Причем бывает так во многих странах, как, например, в эпоху бума кино примерно середины прошлого века:
- в СССР снимали настолько много самых разноплановых, а главное – отличных, даже шедевральных фильмов, что зрители порой не успевали запоминать их все;
- Голливуд не просто снимал, но буквально штамповал картину за картиной;
- Индия с Бразилией начали радовать определенные слои публики своими «мыльными» сюжетами;
- итальянцы создавали неповторимый, бесподобный неореализм;
- подтягивались французы, лавируя между кино интеллектуальным и мелодраматичным, глубоким и упрощенным. Впрочем, на родине любви и моды какой фильм ни сними – он все равно получится красивым и осмысленным. Это как французский язык – на нем даже pyгaнь звучит как-то по-особому прекрасно;
- гнала свою кино-продукцию Германия. И не только ту, о которой вы, возможно, сразу подумали;
- даже страны социалистического лагеря начали подтягиваться;
- и т. д., и т. п.
Вот и как можно запомнить все это многообразие режиссеров? Тут бы хотя бы названия картин и фамилии актеров не путать;
5) бывает, что об участии какого-то режиссера в съемках какого-то кино люди и не догадываются.
Например, для меня в свое время было открытием, что для нашумевшего «Белого солнца пустыни» текст писем красноармейца Сухова к его любимой жене писал Марк Захаров. Зрители, и то не все, если кого и помнят – то лишь режиссера Владимира Мотыля. А о том, что не снимал фильм, но хотя бы просто поучаствовал и другой режиссер, – мало кто в курсе;
6) наконец, чаще всего у режиссеров знают несколько самых известных картин, а об остальных и слыхом не слыхивали. Вот сколько фильмов вы вспомните у Леонида Гайдая? Ну, 8, ну, 10, максимум – 12 комедий. А он снял десятки фильмов!
А ориентируетесь ли в режиссерах вы? Даже не в каких-то особо элитарных, а тех, что на слуху? Давайте проверим!
Начнем всего с 10 стартовых вопросов. Если понравится – продолжим в следующем тесте.
В конце этого теста можно посмотреть правильные ответы.