Начну с конца.
Вот это реакция телеведущего Владимира Познера на ответ Олега Кононенко Марселю Прусту.
По поводу встречи на небесах.
Здесь нет ни иронии, ни усмешки. Было видно, что Владимир Владимирович ни от кого ничего подобного не слышал.
- Что вы скажете Всевышнему, если предстанете перед ним?
- А зачем я ему что-то должен говорить? Я буду ждать, что он мне скажет.
Олег Кононенко - командир нашего отряда космонавтов. Родился и вырос в городе Чарджоу Туркменской ССР. («Настоящий советский человек», - заметил Познер). И малая Родина его не забывает.
Вот так в прошлом году «Вестник Туркменистана» поздравил космонавта с днем рождения. Его, безусловно, считают там своим. Олег - не только Герой России...
Вечно меня уводит куда-то не туда... Не удержалась - посмотрела, что за город Чарджоу такой - ведь бывшая часть нашей общей Родины. Наверняка там Кремль всех колонизировал и угнетал. Нашла такой рассказ. Под ним - вздохи людей, живших там когда-то:
Чарджоу лежит на древнем Шелковом пути. Здесь в оазисе у Амударьи устраивали бивак караванщики. На окраине Чарджоу расположено городище Амуль. Там на раскопках долгие годы работала Средне-Амударьинская историко-археологическая экспедиция института истории Академии наук Туркменистана.
Во второй половине XIX века Средняя Азия была присоединена к России.
Началось строительство железной дороги. Им - от Каспия до Чарджоу руководил талантливый организатор, генерал Михаил Николаевич Анненков. Трудно работалось в сложных условиях пустыни. Приходилось бороться с движущимися песками – их закрепляли, устанавливая вдоль насыпи деревянные щиты, высаживая тамариск и саксаул.
29 ноября 1886 года первый поезд пришел в Чарджоу со стороны Каспия. Вскоре состоялось официальное открытие станции Амударья.
17 октября 1898 года началось возведение постоянного железнодорожного моста через Амударью. Работы были закончены 27 мая 1901 года. Мост получился рекордным, тогда он занимал первое место во всей российской империи и третье место в мире!
В годы Советской власти появились шёлковый комбинат, ватная и трикотажная фабрики, завод по выделке каракулевых шкурок, хлопкоочистительный завод. Были построены мясокомбинат, винодельческий завод. Также бы построен завод, перерабатывающий корни солодки. В городе появились педагогический институт, текстильный, речной техникум (ведь рядом судоходная Амударья), медицинское и музыкальное училища, историко-краеведческий музей. Работали Туркменская опытная станция шелководства и опытно-мелиоративная станция. Ещё в 1956 году в городе кроме нескольких кинотеатров и парка культуры и отдыха работал Туркменский областной драматический театр.
Парень из Чарджоу мечтал стать космонавтом. Всегда. И поступил для начала в Харьковский авиационный институт им. Жуковского. Потом долго работал по специальности в Самаре.
Приволжский город тоже его не забывает. И время от времени местное телевидение сообщает:
- 29 мая самарский космонавт Олег Кононенко вместе с коллегой Алексеем Овчининым вышли в открытый космос. Они выполнили ряд работ по монтажу оборудования на внешней поверхности МКС. «Космическая прогулка» будет посвящена 85-летнему юбилею Алексея Леонова.
Журналисты следят за каждым шагом своего космонавта на орбите и немедленно сообщают гражданам.
Но Олег - явно человек мира. Ко всем относится одинаково хорошо. И я увидела удивительный кадр новостей Оренбуржья! Как так? Ведь вес багажа на орбиту ограничен...
Как видите, отметок «нравится» под такими новостями немного. Не Бузова и не кино Навального.
А такие снимки вообще мало кто видит и разглядывает. Я у Роскосмоса целую пачку нашла.
После вчерашнего эфира все пишут о том, что космонавт верит в инопланетян. Дело было так. Познер спросил:
- Вы считаете возможным существование инопланетян?
- Да, - сказал космонавт. И замолчал.
- Вы бы сказали - не сомневаюсь даже? - продолжал пытать его Познер.
- Абсолютно, - снова односложно ответил Кононенко.
- Почему?
- Ну, потому что сейчас найдено такое большое количество экзопланет, которые похожи на нашу Землю. Плюс - мы же не знаем о всех формах жизни, которые могут существовать во Вселенной. Поэтому я нисколько не сомневаюсь. Может быть, мы одни в нашей солнечной системе. Может, мы одни в нашей Галактике. Тем более мы не в центре живем, а на окраине. Мы о нашей Галактике досконально много чего не знаем.
Поняли, люди? Мы на окраине живем. Все. Не в окраине, а на окраине Вселенной. И не надо этого стесняться.
- Все разговоры об НЛО вы считаете ерундой или нет?
- В каждом конкретном случае надо читать... Но в целом, думаю, нет. Не ерунда. Но сам я не видел. И ко мне с той стороны люка никто не стучал.
Между прочим, там, за облаками, Олег Дмитриевич был 737 дней. Пять раз выходил в открытый космос. И честно сказал, что бывало страшно.
Не выполнить задание.
А так - нормально. Привык. Только очень скучает по жене Татьяне и двойняшкам Алисе и Андрею. Народ требует фото героической супруги, но, как правило, о том, что семья на аэродроме, узнает лишь из подписей к таким снимкам.
Мне из всего эфира больше всего понравилось рассуждение об уникальной природе русских (в широком смысле - всех нас). Надолго запомню.
Познер:
- Многие задаются таким вопросом, причем не первый век. Почему русские изобретатели были первыми во многих областях, но внедряют в жизнь их изобретения совсем другие? В 2013 году американский исследователь, почетный профессор Массачусетского университета Лорен Грэхэм выпустил книгу «Одиночные идеи. Сможет ли Россия конкурировать?» Он исследовал разные материалы за 300 лет развития инженерных наук в России и написал:
«Русские первыми осветили улицы электричеством, создали многомоторный самолет, транзисторы и диоды, радиопередатчик, опередили весь мир с идеей лазера, но при этом ни один из этих предметов не известен мировому сообществу как технологии, сделанные в России. Томаса Эдисона и его лампочки знают все, а что сделали Павел Яблочков и Александр Лодыгин, ответит не каждый даже на родине этих изобретателей. Почему сильна фундаментальная российская наука, но слабы прикладные области?»
Почему если первыми были Гагарин и Королев, то сегодня чаще говорят об Илоне Маске? Как вы думаете, в чем тут проблема?
- Возможно, корни этого лежат в русском характере, в русской разбросанности... - начал размышлять космонавт.
- Это для меня очень интересная тема, - оживился Познер. - Может, русскому человеку просто скучно что-то делать...
- До конца, - подхватил Кононенко.
И после рекламной паузы ответил развернуто:
- Мне кажется, что русским очень интересно быть первооткрывателями. Делать что-то новое, изобретать и быть первыми. Но доводить, скажем так, до промышленного образца, когда нужна уже такая мелкая кропотливая работа по окончательной реализации этой идеи, менее интересно.
Олег Дмитриевич рассказал, что, к примеру, много наших инженерных идей реализовано не только в российском, но и в американском сегменте МКС. Американцы их с удовольствием берут. В нашем сегменте они реализованы понятно, удобно, используются, работают. Но в американском - с точки зрения эргономики - сделано немножко лучше. Поэтому, ему кажется, русскому интересно придумать, застолбить...
Познер:
- Помню, мне один англичанин говорил: «Если вы хотите, чтоб сделали что-то уникальное , чего нет ни у кого, то идите к русским. Они это сделают. Но если вам надо потом, чтоб это производили в массовом порядке, одинакового качества, то только не к русским». Черты характера здесь играют определенную роль.
**********
Вот час вчера слушала. А в памяти застряла эта мысль. Как у того Удава в мультике.
Не дает теперь она мне покоя. Поэтому я пойду щи варить.
А вы думайте за меня.
Хотя по дороге вброшу:
Я предпочитаю и предпочла бы, родись заново, жить среди тех, кто способен на что-то уникальное. Быть может, это не всегда удобно...
Но очень интересно.
Р. S. Про тбилисские яйца, пожалуйста, не сейчас.