"Володя большой, Володя маленький" (1985) - советский фильм, снятый по одноимённому рассказу А.П. Чехова, вышедшему в 1893 году и поначалу подвергнутому цензуре, "из целомудрия и трусости", по мнению автора.
Это история о девушке, которая вышла замуж по расчету, за богатого 54-летнего полковника, хотя с детства любила молодого врача, не отвечавшего ей взаимностью. В ее глазах этих мужчин объединяет лишь одно - имя Володя.
В фильме Софья Львовна (Ольга Мелихова) кажется милой, наивной и взбалмошной. Она мечется между чувствами к двум Володям. Ей искренне хочется любить своего мужа, "Володю большого" - Владимира Ягича (Ростислав Янковский), ведь он добрый и щедрый. Но душой и телом она тянется к несносному "Володе маленькому" - Владимиру Салимовичу (Олег Меньшиков), который всегда рядом как друг семьи, но лишь насмешничает. Она и замуж-то вышла назло Володе маленькому и чтобы не остаться старой девой.
А что же мужчины, окружающие Софью Львовну? Они относятся к ней снисходительно, не считаются с ее чувствами и не говорят при ней ни о чем серьезном. Ведь женщины для большинства чеховских современников были чем-то вроде дорогой игрушки, доставляющей немало хлопот и требующей вложения приличных средств в обмен на удовольствие обладания. Но общаться с ней на равных - нет уж, увольте!
Такую игрушку завёл себе Володя большой - молоденькую жену, которую можно красиво наряжать и вывозить в свет. Как к вещи, пусть и любимой, относится к Софье Львовне и отец, полковой доктор, знакомый с Володей большим много лет. Показательна сцена (в рассказе ее нет, но в фильме она очень к месту), когда отец бесцеремонно осматривает Софью, заставляя открыть рот, задирая одежду, чтобы послушать легкие. И все это за обеденным столом, при смеющемся муже, не слушая возражений дочери и настойчиво требуя внуков.
А Володя маленький и вовсе беспощаден. Когда Софья неловко пытается вывести его на разговор о чувствах и просит сказать хоть слово, он отвечает: "Извольте: тарарабумбия". Ему невыносимо скучно беседовать с ней о чем-то, кроме глупостей и фривольностей, тем более, что теперь ей, как замужней даме, их можно говорить.
Софья Львовна действительно не может поддержать серьезный разговор, потому что не имеет профессиональных знаний и достаточного кругозора. Ее с детства растили как будущую жену, которой, кроме музицирования, ничего особенного и не нужно. И теперь ее настигло ощущение безысходности.
Правда, есть несколько экстремальных способов вырваться из замкнутого круга. Один из них выбрала ее подруга Оля - ушла в монастырь. И со стороны мужчин к этой девушке чувствуется невольное уважение. С ней уже нельзя заигрывать, она "сломала систему" и к ней относятся серьезно. Есть ли другой выход, кроме монастыря? Вот о чем думает Софья Львовна. И неужели Володя маленький не спасет ее от этой тоски?
Ольга Мелихова в роли Софьи очень естественна, органична. Олег Меньшиков образца 1985 года играет эмоционально, но не переигрывает. (Чего не скажешь о его нынешних работах, например, в сериале "Псих") После просмотра советую перечитать рассказ Чехова, он короткий.
История Софьи Львовны напомнила мне историю замужества Анны Петровны Керн, которую в 17 лет выдали замуж за 52-летнего генерала Керна. Впечатления от семейной жизни "чудного мгновенья" читайте здесь. А хотите посмотреть кино про Антона нашего Павловича? Рекомендую фильмы из поста "О таком Чехове в школе не расскажут".