Мошеннические операции не сбавляют обороты. Появляются все новые способы вытянуть из граждан средства. Уже активно работают приемы от якобы сотрудников полиции. Злоумышленники просят перевести им деньги, чтобы «поймать преступника». Но никому не приходит в голову, что собственные деньги перечисляются на чужой абонентский номер. О нынешней ситуации в городе рассказали заместитель начальника отдела СУ УМВД России по Абакану Василиса КОЗИНА и оперуполномоченный ОУР УМВД России по Абакану Алексей СУРЕНКОВ.
— Какие сейчас самые «популярные» виды мошенничества в Абакане?
Василиса Витальевна:
— На протяжении года самыми популярными являются звонки от «сотрудников» банка. Но дальше ситуации могут складываться по-разному. Есть случаи, когда просят сообщить номер карты, трехзначный код с оборотной стороны карты и после этого коды из смс -сообщений; когда предлагают установить программу удаленного доступа якобы для защиты банковских счетов или сотового телефона, а в каких-то случаях просят сказать только номер банковской карты и код из СМС-сообщений для доступа в личный кабинет…
Одним словом, эти «сотрудники» пытаются уверить гражданина: что-то случилось с его счетом, и есть угроза лишиться средств. Кроме несанкционированного списания денежных средств, в последнее время участились случаи с биржами, вложениями денег с целью получения легкого заработка. Но это не только биржевые площадки (существующие и несуществующие), но также игра на валюте и так далее.
Алексей Владимирович:
— Кроме того, не меньшую популярность в Абакане обрело мошенничество в сфере купли-продажи. Сейчас люди все чаще используют сеть Интернет для осуществления покупок. Поэтому мы никак не избежим случаев с потерпевшими, которым либо не пришел товар, либо пришел, но совершенно не то, что заказывали. Наименьшую популярность среди видов мошенничества имеют звонки, осуществляемые на стационарные телефоны с такой информацией: «Ваш родственник попал в ДТП, необходимо срочно перевести деньги».
— Какова статистика прошлого года по всем этим видам мошенничества, и какая категория людей чаще всего оказывается в числе жертв?
Василиса Витальевна:
— За 3 месяца 2021 года увеличилось количество за-регистрированных преступлений, совершенных с использованием информационных технологий и телекоммуникаций (ИТТ) — 197, что составляет 65% роста. Кроме того, отмечен рост числа тяжких и особо тяжких преступлений в сфере ИТТ — 111, что составляет 68,2%.
Алексей Владимирович:
— Что касается потерпевших… Прежде всего, это женщины. Они более доверчивы, эмоциональны, поэтому чаще становятся жертвами. А по возрасту… Если два года назад в 90% случаев мы могли сказать, что это пенсионеры, то сейчас картина другая. Уже и молодежь становится жертвами мошенников, чаще всего в Интернете и социальных сетях. Если говорить общие цифры, то это примерно возраст от 25 до 60 лет.
— Какие тактики используют мошенники, чтобы расположить к себе человека?
Алексей Владимирович:
— Если брать молодежь, то мошенник взламывает страницу кого-то из друзей и от его имени присылает сообщение с просьбой занять денег или перевести кому-то на лечение. Как «сотрудники банка» они могут оперировать персональными данными — называть по имени и отчеству, упоминать имена родственников и даже могут знать последние цифры карты, что весьма обезоруживает. Да и говорят на уровне настоящих сотрудников банка. Убеждают, что средства нужно срочно защитить, не давая человеку опомниться. Располагают к себе, задавая вопросы о семье, о детях… Все для того, чтобы удержать человека на связи и не дать никому прервать разговор.
Василиса Витальевна:
— Кроме того, мошенники — отличные психологи, в первые же секунды разговора могут понять психологическое состояние, возраст и степень наивности человека. Иногда сам потерпевший может быть болен или утомлен после тяжелого рабочего дня… Тогда внимание окончательно рассеивается, и при даче показаний люди даже не могут описать ситуацию, не помнят, что говорили.
Люди постарше попадаются на уловки мошенников в тех случаях, когда «сотрудник» банка отправляет СМС с кодом с номера «900». С этого номера действительно приходят сообщения от настоящего банка, однако это автоматическая система, направленная лишь на уведомление владельца банковского счета о списании и зачислении денежных средств, а также о подтверждении платежей и покупок в интернет-пространстве, но гражданам за 50 понять это сложно.
— Посредством чего эти способы постоянно меняются?
Алексей Владимирович:
— Да они практически не меняются, просто мошенники их немного видоизменяют, когда понимают, что прежние способы уже не работают. Тут и профилактика срабатывает, и народ привыкает. Если раньше «сотрудники банка» просили по телефону сообщить номер карты и три цифры с оборота, то сейчас просят только номер и код в СМС. Все — доступ к счету открыт. Мошенники очень мобильны. В поисках сообщников они сейчас отправляют в переписке или выкладывают в сети Интернет целые инструкции, как вести себя в той или иной ситуации с человеком, чтобы правильно и грамотно его «обработать».
— Вспомните какие-нибудь истории потерпевших, произошедшие за последнее время.
Василиса Витальевна:
— Девушка нашла в In-stagram незнакомого ей человека, который предлагал легкий и быстрый заработок, реклама была такая: переводи 3 000 рублей и ровно через 24 часа получишь вдвое больше. Девушка заинтересовалась и решила попробовать. Ей отправили номер банковской карты, на которую необходимо перевести 3 000 рублей, она перевела. На следующий день на ее банковскую карту были зачислены 6 000 рублей. Потерпевшая обрадовалась, поделилась такой удачей с коллегами. А у мошенника на странице вышла реклама о том, что тем, кто переведет ему любую сумму в течение суток, он ее утроит. Потерпевшая перевела уже 50 000 рублей. Также сделали и ее коллеги. В итоге мошенник пропал, на сообщения не отвечает. В результате в дежурную часть УМВД России по Абакану обратилось сразу 5 человек с причиненным материальным ущербом от 50 000 до 150 000 рублей.
— Как ищут людей, совершивших такие преступления?
Алексей Владимирович:
— Если брать телефонное мошенничество, как правило, у преступника на руках несколько номеров и карт. Отправляется запрос на получение информации об одном, мошенник использует другой. Процесс затягивается, поскольку номер может быть зарегистрирован вообще в другом городе России. То же самое и с картами, куда лю-ди перечисляют мошенникам деньги. Проверяют транзакции по всем этим картам, зарегистрированным, например, в Краснодаре, в Калининграде, даже в маленьких далеких селах… Списанные деньги все равно осядут. Бывает, что украденные средства уходят и за границу. Например, когда осуществляются купля-продажа через Интернет или биржевые операции. Раскрывать подобные преступления очень трудно. Но все равно это происходит, и подозреваемые получают наказания.
— Давайте подытожим. Что нужно делать, чтобы не попасться на удочку мошенников и сохранить свои сбережения?
Василиса Витальевна:
— Прежде всего, быть внимательнее. Никому не сообщать информацию о счете, номера карт или коды доступа к счетам и личным кабинетам. Ни один настоящий сотрудник банка не просит сообщить ему персональные данные человека или банковских счетов и карт. В разговоре с «сотрудниками» быть немного жестче, откровенно и настойчиво отказываться от сообщения каких-либо данных.
Кроме того, не стоит заказывать товары со сторонних сайтов. На сертифицированных ресурсах можно безопасно приобрести или продать вещи, но также в сети обитает множество фейковых, созданных мошенниками. Чтобы отличить их от настоящих, важно обращать внимание на мелкие детали, например на адрес сайта (может быть отличие в одной букве или символе). Не стоит приобретать товары на сайтах по слишком заманчивым ценам или только с исключительно положительными отзывами. Сертифицированный сайт должен быть «живым», то есть появляются новые отзывы (положительные и отрицательные) и товары. Заработки на бирже — также не лучший способ по-лучения денег. Такие игры и вклады — это всегда риск. Риск потерять намного больше, чем получить.
Беседовала
Анастасия СПАЛЕВИЧ
Иллюстрация из открытых источников