Найти тему

Героическое путешествие в прошлое

В Хакасском театре драмы и этнической музыки «Читiген» готовится премьера спектакля «Хубай — сын охотника» по пьесе Светланы Чебодаевой «Хубай — сын охотника Солагая». Режиссер постановки — художественный руководитель Национального драматического театра имени Б. Басангова Республики Калмыкия Борис МАНДЖИЕВ. Этот театр уже знакомил абаканского зрителя со своими спектаклями в рамках проекта «Большие гастроли».

— Борис Наминович, расскажите, как вы познакомились со Светланой Семеновной и ее творчеством?

— Как актрису, как человека я знаю Светлану давно. Последние десятилетия она приглашала меня на театральные фестивали в Абакан, например на фестиваль «Белая юрта», в качестве члена жюри, на лаборатории… Также встречались на фестивалях российского уровня, в Москве по делам Союза театральных деятелей. Пути много где пересекались.

А вот как автора я узнал ее совсем недавно. Директор театра «Читiген» Ирина Васильевна Чустугешева предложила поставить спектакль и познакомила с пьесой «Хубай — сын охотника Солагая», созданной по мотивам старинной хакасской легенды. Постановка, кстати, приурочена к Году хакасского эпоса. Очень я обрадовался такой возможности, давно хотел поработать с таким материалом.

— Каково было ваше впечатление от прочитанного?

— Это очень обширное произведение, почти роман на 160 страниц! Можно сказать, что необъятное. Когда началась работа, предстояло весь материал подстроить под мой режиссерский замысел, понять, что хочется рассказать зрителям. Многое из первоисточника не перекочевало в театральный вариант. Разумеется, все эти моменты с автором были согласованы. Сейчас уже работаем, обыгрываем тот материал, который получился.

Хочу добавить про впечатления, что этот текст любопытный, но в то же время коварный, потому что многое надо постигать, расшифровывать, узнавать… Я часто у актеров уточняю какие-то моменты, чтобы не нарушить каноны обычаев, традиций хакасского народа. В то же время нужно какие-то элементы показать с другой стороны… Обе эти стороны работы над постановкой важны.

— Но о чем же эта история?

— Отец посылает на охоту своего юного сына. Наставляет его, дает советы, как правильно вести себя в тайге, как относиться к Чир Чайаану (Духу Земли), к природе вокруг. Но азарт юного охотника в первый, во второй, а особенно в третий раз во время охоты приводит к гибели животного мира и леса. В итоге природа начинает мстить, случается катастрофа.

На самом деле эта история, хоть и основана на легенде, все равно перекликается с современными реалиями. Уже много веков человек творит разрушения, и сегодня мы наблюдаем результат: леса горят, их вырубают, случаются наводнения, всюду загрязнение, исчезают многие виды животных… Да и сами люди становятся мелочными. Все взаимосвязано. Главный герой только в конце понимает, что натворил, и его изгоняют из общества. В конце встает вопрос: вернется ли он? Изменит ли свое отношение?

— То есть, это и герой, и злодей в одном лице?

— Не совсем. Ведь все его действия продиктованы желанием помочь другу исполнить его мечту. И неважно, что для достижения этой цели нужно что-то разрушить. Герою не важны средства, и он не думает о последствиях. Очень знакомый образ, согласитесь. Люди и в обычной жизни часто, желая помочь, не задумываются, какие последствия принесет это желание. Может, и не стоит такие желания исполнять? Например, качать нефть и тут же ею загрязнять реки и моря. Но мы же хотим цивилизованной жизни…

— Каких еще героев или, может, духов увидят зрители в постановке?

— Духи будут существовать на сцене вместе с людьми, но станут более человечными. Между ними и людьми сложные взаимоотношения, однако духи, пусть и проявляют чувства: хотят любить, помогать, быть понятыми, услышанными, — но выражают эти эмоции по-другому. Иногда это не соединяется. Так говорится в легендах, я ничего не придумывал. Самым, наверное, ярким представителем из духов будет владыка Нижнего мира — Эрлик-хан. Ведь он живет внутри каждого героя спектакля, в каждом из нас. Другое дело, какой он — большой, маленький или тут же умирает, когда человек начинает с ним бороться… Или наоборот, вырастает, становится монстром и заменяет человека.

— Как проходила работа над постановкой?

— После читки, так называемого застольного периода, начался «накиданный сумбур», из которого и вырастает потом спектакль. Странный период, на самом деле, все потому, что в нем много сомнений, а также интересных решений… Команда работает с большим энтузиазмом. В каком-то смысле история, воплощенная на сцене, становится абсурдной. Чего я и добиваюсь. Все потому, что если ее показывать в первозданном виде, то зрителями это будет воспринято как сказка. Особенно такое отношение к легендам и сказаниям у молодого зрителя. А хочется показать обратное.

Лично от меня как от режиссера этот материал требовал неспешности. Прежде всего потому, что площадка другая, будет присутствовать эффект камерности, все у зрителей на ладони, поэтому и звучание, в том числе и музыкальное, будет как бы на полутонах. Кстати, о музыке. К этой постановке мы подобрали фольклорные мотивы. Мне, как человеку новому, очень интересно послушать, как звучат хакасские песни. В постановке соединятся драма и фольклор, тем самым действие на сцене станет более объемным.

И, конечно, не будем забывать про юмористическую составляющую. Пьеса Светланы Семеновны очень серьезная, но жизнь никогда не идет по прямой. Все время что-то ее наполняет, в том числе и юмор.

— Борис Наминович, а как вам работалось с актерами театра?

— Интересно и познавательно. На самом деле мы до того, как приступить к работе над постановкой, уже встречались. В январе этого года я приезжал в Абакан на несколько дней, за это время успели немного познакомиться. Организовали читку пьесы, и от того, как актеры это восприняли, даже можно сказать приняли, мне стало спокойнее. На первых порах многое в тексте было непонятно, не собрался он воедино. Затем последовали второй и третий вариант пьесы... Случилось такое явление, как совместное творчество. Ребята предлагали свои какие-то идеи… На самом деле труппа театра «Читiген» — это пример семейного театра. Они не просто приходят и делают свою работу, но и общаются как друзья, обедают вместе, делятся между собой радостью и горем. Это хорошее, пусть и редкое, явление в театральной среде.

— Кто из актеров задействован в постановке?

— Главного героя — юного охотника Хубая — играет Георгий Таскараков. Роль Солагая, его отца, исполнят два актера: в старости — Юрий Ткачев, в молодости — Алексей Сагатаев. Также в спектакле заняты народный артист Хакасии Валерий Топоев, народный артист Хакасии Георгий Сагалаков, Элмира Аманбаева, Вероника Ивандаева, Алина Майнашева, Сергей Чепсараков, Айсили Майнагашева, Евгения Костякова, Валерий Боргояков, Юлия Минина и Олег Чугунеков.

Кроме актеров в команду вошли композиторы — заслуженный деятель искусств Калмыкии, Герой Калмыкии, мировой мастер Аркадий Манджиев и заслуженный деятель искусств Хакасии Олег Чебодаев, худож ник-постановщик Мария Чаптыкова, режиссер по пластике и балетмейстер — заслуженная артистка Башкортостана, лауреат национальной театральной премии «Арлекин» Рамиза Мухаметшина. Музыкальное сопровождение обеспечит фольклорный ансамбль «Айланыс». Живое звучание инструментов прекрасно работает в постановке, особенно в каких-то переломных моментах, отражает эмоциональную составляющую. Премьера спектакля состоится в Абакане уже на этой неделе.

Беседовала
Анастасия СПАЛЕВИЧ
Фото Элины Кичеевой