1921 год - год выборов. Выборы депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации VIII созыва должны состояться в единый день голосования 19 сентября 2021 года. Выборы – это явно выраженное политическое мероприятие. Рекламная компания в средствах массовой информации партий и их кандидатов, образование новых партий, новые избирательные технологии, праймериз и так далее. В художественной литературе, по моему мнению, лучше всего содержание избирательной компании приведено в произведении Р.П. Уоррена «Вся королевская рать».
В этой статье будет сделана попытка провести анализ избирательной компании не с политической, а с экономической точки зрения. Для этого воспользуемся положением, изложенным В.И. Лениным: «Политика – концентрированное выражение экономики». Возникает вопрос: в каких документах изложены концентрированные задачи экономического развития? Можно предположить, что в Указах Президента России, посвященных стратегии экономического развития страны. В частности, в Указе № 474 от 21.07.2020 года. Напомню важнейшие целевые установки этого Указа:
§ осуществления прорывного развития Российской Федерации. Это задача должна в основном решаться силами государственных органов управления совместно с научными, проектными, конструкторскими и промышленными организациями.
§ повышение уровня жизни граждан. Эта задача должна решаться государственными организациями экономической и социальной политики совместно с бизнесом во всех сферах экономики.
§ сохранение населения, здоровья людей. Эта задача должна решаться в основном органами здравоохранения города совместно с бизнесом.
§ снижение уровня бедности в два раза по сравнению с показателем 2017 года. Эта задача должна решаться преимущественно государственными организациями социальной политики во всех сферах экономики совместно с бизнесом.
§ обеспечение темпа устойчивого роста доходов населения и уровня пенсионного обеспечения не ниже инфляции. Эта задача должна решаться государственными организациями экономической и социальной политики совместно с бизнесом во всех сферах экономики.
§ обеспечение темпа роста валового внутреннего продукта страны выше среднемирового при сохранении макроэкономической стабильности. Эта задача должна решаться органами государственного управления совместно с бизнесом во всех сферах экономики.
Можно допустить, что решение этих задач должно быть в центре избирательной компании кандидатов. Заниматься решением этих задач должны конкретные люди, жители нашего города под руководством органов государственного управления. Большая часть из жителей – это избиратели. На сайте городской избирательной комиссии приведена их численность – 3,9 млн. человек.
Теперь рассмотрим примерную численность работников, которые должны обеспечивать прорыв в технологическом развитии. В 2020 году по кругу крупных и средних организаций в промышленности было занято примерно 250 тыс. человек. В научных и технических организациях было занято 120 тыс. работников. Всего в научно – промышленном блоке было занято свыше 370 тыс. работников, что составляет около 10% от всех избирателей.
Задача по повышению уровня жизни граждан относится ко всем жителям города и ко всем избирателям (100% избирателей).
Задача по обеспечению темпа устойчивого роста доходов населения относится ко всем жителям города (100% избирателей).
Задача по обеспечению уровня пенсионного обеспечения не ниже инфляции относится ко всем пенсионерам города: 1,5 млн. человек, (38% избирателей).
Задача по обеспечению темпа роста валового внутреннего продукта страны выше среднемирового относится ко всем работающим в городе и к пенсионерам. Это около 4,5 млн. человек.
Вот какие задачи на макроэкономическом уровне необходимо решить органам государственного управления совместно с бизнесом в Санкт – Петербурге. И это в условиях эпидемии. Из приведенных данных видно, что часть экономических задач относится только к части избирателей, а часть – ко всем избирателям.
Для ориентации избирательной компании на выполнение стратегических задач, поставленных Президентом России, необходимо кандидатам вносить на рассмотрение избирателей конкретные предложения по решению этих задач. Получать от них замечания и предложения и на этой основе формировать предвыборные программы. Для организации этой технологической процедуры можно использовать, в частности, общественные объединения бизнеса и граждан.
Внесение первого варианта предложений необходимо начинать с анализа существующего положения. Для примера рассмотрим задачу по обеспечению уровня пенсионного обеспечения не ниже инфляции. Она затрагивает очень большой круг избирателей: 1,5 млн. человек, 38% всех избирателей. Причем, считается, что это наиболее дисциплинированная часть избирателей. Каково их социальное положение на сегодняшний день? Проанализируем данные Петростата:
1. средний размер пенсий составил на начало 2020 года 16.5 тыс. рублей, он в 1,8 раз больше, чем прожиточный минимум для пенсионера. Принимая во внимание то, что квартплата может составлять 7- 8 тыс. рублей в месяц, а лекарства могут стоить 2-3 тыс. рублей – это по существу уровень нищеты. А социальная пенсия вообще составляет 8,5 тыс. рублей.
2. реальный размер пенсий (с учетом инфляции) практически не растет:2014 год – 96,6%, 2015 год – 100,7%, 2016 год – 97,7%, 2017 год – 103,4%, 2018 год – 100,1%, 2019 год – 102,6%.
3. средний размер пенсии по отношению к среднему размеру начисленной заработной платы составил в 2020 году только 24%. При этом в Конвенции о минимальных нормах социального обеспечения Международной организации труда, ратифицированной Федеральным законом РФ от 03.10.2018 года №349, установлено задание на уровне 40% от средней заработной платы.
Из приведенных статистических данных видно, что уровень жизни пенсионеров в нашем городе достаточно низкий, что не создает предпосылок для их участия в голосовании. В этих условиях возможны и тенденции к протестному голосованию.
Какие предложения в предвыборные программы кандидатов можно внести на обсуждение для повышения уровня жизни этой категории населения? Для их активного участия в избирательной компании? Можно предположить, что эти предложения должны иметь чисто социальный государственный характер. В противном случае естественное стремление частного предпринимательства к прибыли может полностью исказить смысл этих мероприятий. Предлагаются к обсуждению следующие предложения по повышению уровня жизни пенсионеров в соответствии с Указом Президента РФ №474:
v снизить затраты пенсионеров на покупку продуктов питания. Для этого организовать в структуре городского управления подразделение, которое будет продавать пенсионерам важнейшие продукты питания по стабильным государственным ценам, которые должны быть ниже рыночных. Установить ежемесячный лимит на покупку в размере, например, 3 тыс. рублей. Исходить из того, что предлагаемые пенсионерам продукты питания должны быть произведены, как правило, в нашем городе. Рассмотреть возможность организации этого подразделения на базе Продовольственного фонда города. Одновременно это создаст предпосылки для снижения цен в коммерческой торговле. На закупку этих продуктов город должен будет направить порядка 54 млрд. рублей в течение года. По мере продажи этих продуктов затраченные средства будут возвращаться в бюджет. Большой размер закупок позволит снизить закупочные цены для города.
v снизить затраты пенсионеров на покупку лекарств. Для этого организовать в структуре Горздрава подразделение, которое будет закупать и продавать пенсионерам важнейшие лекарства по стабильным государственным ценам, которые должны быть ниже рыночных. Установить ежемесячный лимит на покупку в размере, например, 2 тыс. рублей. Исходить из того, что предлагаемые пенсионерам лекарства должны быть произведены желательно в нашем городе. Одновременно это создаст предпосылки для снижения цен в частных аптеках. На закупку этих продуктов город должен будет направить порядка 36 млрд. рублей в течение года. По мере продажи этих продуктов затраченные средства будут возвращаться в бюджет. Большой размер закупок позволит снизить закупочные цены для города.
v снизить затраты пенсионеров на оплату жилищно – коммунальных услуг. Для этого начиная с 2021 года не производить увеличение цен на эти услуги для этой категории населения.
Можно предположить, что реализация вышеприведенных мер позволит создать предпосылки как для выполнения Указа Президента России №474, так и для проведения выборов. При этом, то обстоятельство, что будут закупаться преимущественно товары городских производителей, будет способствовать росту прибыли и заработной платы у них. А это уже предпосылка для роста валового регионального продукта, что также требуется в упомянутом выше Указе Президента РФ.
Подводя итоги вышесказанному нужно отметить, что принятие данных предложений позволит создать предпосылки для выполнения таких задач Указа № 474 как повышение уровня жизни граждан, сохранение населения, здоровья людей, снижение уровня бедности, обеспечение темпа устойчивого роста доходов населения и уровня пенсионного обеспечения не ниже инфляции, обеспечение темпа роста валового внутреннего продукта.
Эти предложения необходимо в качестве первого варианта внести на рассмотрение общественных организаций пенсионеров, например, «Российской партия пенсионеров за социальную справедливость» в Санкт – Петербурге. После обсуждения, получения замечаний и предложений, разработать уже второй вариант предложений и положить его в основу для кандидатов при работе с пенсионерами.
По этой же технологии возможна организация работы с промышленными и научными организациями города для реализации задач по прорывному научно – технологическому развитию.