Мой канал не столько о литературе, сколько о нас с вами, ныне живущих людях, решающих ныне существующие задачи. Просто многие проблемы– они вполне себе вечные. Возрастные этапы, переходные кризисы, выстраивание отношений в социуме, принятие решений, любовь или ее отсутствие...
Касается это так или иначе каждого, поговорить хочется, но не все готовы публично препарировать собственную жизнь. Поэтому нередко рассказчики прибегают к приему "а вот у одной подруги троюродной сестры моего коллеги..." . Вот только выдумать интересную и более-менее достоверную историю не у всех получается. Да и зачем? Ведь все уже выдумано до нас и описано мастерами своего дела! Поэтому очень удобно вести обсуждение ситуаций и персонажей, смоделированные в хороших книгах хорошими писателями (об этом было здесь и здесь).
Но и здесь есть загвоздки: большинство книг сильно завязаны на актуальные для автора в момент работы социальные аспекты. В таких случаях трудно разделить, какие действия персонажа спровоцированы социумом, обстоятельствами, какие его характером и вообще природой человека, а что автор за уши притянул. Ну и просто реалии разных эпох отличаются, особенно в плане самообеспечения и безопасности.
Среди русской классики первого эшелона совершенно особняком стоит А.П.Чехов.
Подборка статей по произведения А.П.Чехова на канале:
Его произведения, особенно зрелого периода, совершенно не стареют и легко могут быть переложены на современные реалии без утраты смыслов. Их сюжеты и персонажей очень легко отделить от времен "России, которую мы потеряли" и вписать в любое другое время. Вот здесь мы немного попробовали этим заняться, вроде всем понравилось.
В чем причина такой адаптивности? На мой взгляд, в пристальном внимании автора не к социальным или даже моральным аспектам, а к базовой человеческой психологии. Взгляд врача, не замутненный ни излишней сентиментальностью, ни собственными предпочтениями. Этим поздний Чехов, как психолог, выгодно отличается от Достоевского, любившего обращаться к щекочущей нервы патологии. Или от Л.Толстого, иной раз приписывающего героям придуманную мотивацию ради продвижения Идеи.
Да, портреты у Чехова получаются не всегда очаровательные. Но они достоверные. Они помогают разобраться в работе заложенных в нас психических механизмов, об ограничениях, о жизненной технике безопасности.
"Спать хочется" – это рассказ не столько о жестоком обращении с прислугой, сколько о том, к чему приводит хронический недостаток сна и отдыха. Его с глубинным ужасом узнавания читает любая мать, пару недель лишь урывками дремавшая около беспокойного младенца или умирающего родственника.
"Злоумышленник" – про невозможность большинству объяснить, почему взятие "от многого немножко" приведет к катастрофе (вечная беда, вынуждающая в мирное время охранять важные объекты).
"Вишневый сад" и "Три сестры" – о том, что дела не делаются лишь благими намерениями, а управление попадает в руки неприятных, но деятельных людей. И да, любая серьезная работа тяжела и даже любимое поначалу дело может привести к выгоранию.
Леность ума, бестактность, желание переложить ответственность на других, жестокость и даже садизм, неспособность предвидеть последствия своих поступков – эти качества встречаются и проявляются примерно одинаково все времена. Также как и доброта, стойкость, сочувствие, адаптивность, стремление к лучшему, способность к душевному росту и развитию – Чехов ведь пишет не только о мрачном и безысходном.
Дорогие друзья! В ближайших планах у меня поговорить о "Душечке" (рассказе и его экранизации). А какие произведение А.П.Чехова было бы интересно обсудить Вам?
Чтобы не пропустить интересные статьи, жмите на название канала или пользуйтесь Каталогом заседаний клуба .