Сильно зацепила меня идея открыть бизнес на подержанных вещах, продолжаю «копать» в эту сторону.
Никогда не задумывалась, что производство одежды может быть вредным: чего там плохого, шей да шей.
Только ткани не растут на деревьях, их делать надо. Какие из синтетики - те понятно, полимеры всякие, тут очевидно. Нефть, химия, труба с дымом, грязные стоки.
Но натуральный хлопок-то чего? Да тоже - и пестицидов много требует и воды.
Красители, опять же, не натуральные здоровья природе не прибавляют.
Производство одежды - одно из самых вредных производств! На втором месте в мире после угледобычи. Мало кто об этом задумывается.
А людей целенаправленно приучают потреблять все больше и больше. Раньше мода четыре раза в год менялась, вместе с сезонами, а теперь четыре коллекции только за лето успевают сносить. Есть даже термин такой, и фильм - Быстрая мода (2016).
Кстати этих фильмов про избыточность потребления и вред промышленных предприятий оказывается много снято.
Последние: Реальная цена моды (2015), Unravel (2017), Грязные тайны мира моды (2019).
Когда я начала изучать вопрос магазинов поддержанной одежды, наткнулась на сайт компании «Второе дыхание», где указано, что с 2015 года ими перераспределено более двух тысяч тонн одежды! Это ведь тоже потом должно либо перерабатываться, либо разложиться - потенциальный мусор.
А мы все покупаем и покупаем, не задумываясь. Парадокс: у нас нет лишних денег, зато куча лишней одежды. Это ведь наше рабочее время и досуг. Глупо поступаем, если задуматься: работаем, работаем, потом дни отдыха тратим на шоппинг, немного поносим и по-новой.
Вторая проблема, связанная с производством одежды - используемый дешевый труд, так называемая потогонная система. Крупные корпорации, «брэнды», как мы любим, переносят свои производства в развивающиеся страны. И рабочая сила низкооплачиваемая, и окружающая среда страдает чужая, поди плохо проклятым капиталистам. А кто им потакает? Мы! Бесконечно меняя одежду.
В фильме «Реальная цена моды» впечатляют контрастные картины. Ребёнок, лежащий на грязном полу, рядом с матерью-швеей, и толпа, ринувшаяся в открывшийся магазин во время распродажи. Сверкающий подиум и старый цех. Нищие полуголые рабочие и девушки в модных «луках». Горечь вызывают кадры с нищими лачугами, изможденными людьми в жарких цехах, антисанитарией.
И вдруг, мне попадается совершенно другая статья. Оказывается, когда в Бангладеш корпорациям запретили привлекать детский труд, эти дети все равно пошли работать, только уже на нелегальные фабрики, в ещё более худшие условия труда. Потому что их семьи не могли иначе выжить.
Противоречивые чувства. С одной стороны, растущее потребление несет вред. А с другой стороны, получается, даёт какую-никакую работу этим людям.
Покупая сотую новую футболку, мы наносим вред природе, но фабрика с рабочими местами будет жить. Передавая свою старую одежду во вторые руки, мы делаем доброе дело, но где-то в Бангладеш останется голодным чей-то ребёнок...
И? Спросите вы.
А я теперь не знаю!
Еще полчаса после осознания двойственности нашей жизни, я игралась в плохое-хорошее, словно пробуя открытие на вкус. Любое событие заключает в себе и плюс и минус. Ничего нет полярно однозначного.
Получается, мы боремся за что-то, например за осознанное потребление и бережное отношение к ресурсам, боремся против корпораций и рабского труда. Но ничего предложить этим людям взамен фактически не можем.
Выхода нет?
***
С чего все началось: А не открыть ли мне благотворительный магазин
Советую также почитать статью на lenta.ru "Детей нанимают из-за маленьких пальцев".