Привет!
Сегодняшний выпуск мы решили посвятить такому явлению как хейтспич. На эту тему нас натолкнули недавние бои #Роскомнадзора с Twitter. Вообще, очевидно, что дискуссии вокруг хейтспича и методах борьбы с ним будут актуальны еще долгое время, а развитие соц сетей (стабильное увеличение пользователей уже существующих + появление новых платформ) только усиливает актуальность выбранной темы. Короче, давайте разбираться!
Хейтспич
Ненавистники англицизмов уже скрипят зубами - поэтому скорее дадим русский эквивалент этому новомодному выражению. #Хейтспич - это язык вражды, риторика ненависти. То есть, это крайне резкое негативное публичное суждение в отношении оппонентов, которыми могут выступать носители определенных культурных, национальных и религиозных ценностей. Хейтспич - это форма проявления расизма, ксенофобии, шовинизма и прочей нетерпимости. “Язык вражды” осознанно распространяет (стимулирует, провоцирует) ненависть посредством каналов коммуникации, главными из которых сегодня становятся соц сети. Важность борьбы с “риторикой ненависти” стала очевидна в 10х годах. Сегодня мы можем наблюдать активную борьбу с этим явлением, как на уровне корпораций (владельцев и операторов социальных сетей), так и на государственном уровне.
Причины
Главная причина появления и распространения хейтспича - открытый доступ к каналам коммуникации. Помните, в детстве было спешное выражение: “”Месту чуть ниже спины” слова не давали!”? (Мы немного перефразировали его, чтобы соблюсти нормы делового этикета.) К сожалению, сегодня это правило можно забыть. Обратная сторона возможности быстро, просто, без препятствий (а, иногда, и анонимно) регистрироваться в соц сетях - доступ к “слову” (и аудитории) для всех, включая элементы, описанные в том самом детском выражении.
На фоне гигантского объема информации, самыми заметными оказываются эмоционально окрашенные, агрессивные сообщения. Сложный аналитический материал всегда соберет меньше просмотров, лайков и репостов, чем простая агрессивная речь “в лоб”. Именно поэтому многие общественные фигуры выстраивают свой публичный имидж на “риторике ненависти”.
В Европе, в США и в России
2015 стал годом начала нового миграционного кризиса в Европе. Многократное увеличение числа беженцев из стран Северной Африки, Ближнего Востока и Южной Азии было встречено европейскими жителями крайне негативно. В связи с чем популярность получили националистические движения: ультраправые добились больших успехов в немецком парламенте, во Франции к власти чуть не пришёл “Национальный фронт”. Одновременно с этим в “большой политике” появился Дональд #Трамп, а Англия начала подготовку к Brexit’у. Успех правых движений в Европе и в Америке привел к крушению стандартов политкорректности, хейтспич (в первую очередь, разжигание ненависти по национальному признаку) постепенно начал становиться нормой.
В 2016 Европейский парламент закрепил понятие “хейтспич” на законодательном уровне. А такие гиганты как Google, Facebook, Twitter и Microsoft согласились принять выработанные правила, обязывающие компании мониторить и удалять посты и комментарии, призывающие к вражде, терроризму, дискриминации.
В Германии были введены штрафы (от 5 до 57 млн евро) в отношении платформ, которые не разбираются с хейтспичем, то есть не удаляют его в течение 24 часов. Несмотря на эти внушительные суммы, немецкие эксперты дают следующую статистику: Twitter удаляет лишь 1% нелегального для страны контента, Facebook справляется с 39 %, зато #Youtube уничтожает все 90 %.
Россия пошла по пути Германии и также на законодательном уровне предъявила ряд требований к социальным площадкам. В первую очередь они касаются контента, пропагандирующего экстремизм, терроризм, ксенофобию и оскорбления религиозных чувств. В РФ регулятором в этой области выступает Роскомнадзор.
Мы не будем вдаваться в специфику применения данного закона в России, а лучше вернемся к социальным сетям, которые нас, как маркетологов, волнуют в первую очередь.
Социальные сети и механизмы модерации
Соц сети считаются наднациональной структурой с широким потенциалом саморегуляции, однако, начиная с 2016 года каждая крупная площадка, заметно усилила меры по выявлению нежелательного контента. Например, в Германии в 2016 (после принятия закона) Facebook увеличил количество модераторов до 3500. На сегодняшний день в #Facebook (2.7 млрд пользователей) модерацией контента занимается 15 000 человек. За 2020ый год сервис удалил 3,3 млрд материалов с пометкой «спам», 40 млн материалов, призывающих к насилию, 75 млн изображений сексуального характера, 32 млн материалов, разжигающих вражду, а также 47 млн материалов с пометкой «другое». Довольно интересны механизмы модерации. Во-первых, существует механизм автоматической модерации - специальный функционал анализирующий публикуемый контент на содержание определенных запрещенных слов и выражений. Современный искусственный интеллект научился также автоматически распознавать неприемлемые изображения. Например, функционал инстаграма просто не даст опубликовать обнаженку: все изображения сексуального характера он распознает автоматически и блокирует. Далее существует модерация на уровне админов групп и сообществ. Еще одна важная составляющая модерации - модерация на уровне самих пользователей . Практически во всех соц сетях есть кнопка “пожаловаться”. Пользователи могут самостоятельно оценить контент как неприемлемый и, тем самым, отправить его на проверку модераторам.
Обратная сторона
Вопросы этики всегда сложно регламентируются. Несмотря на наличие (в публичном доступе) у каждой социальной платформы своих этических норм и правил, вопросы блокировки контента всегда вызывают диаметральные оценки: то, что одному кажется смешным и уместным - другому покажется оскорбительным и выходящим за рамки закона. Новые требования регулирования контента дают возможности соц сетям, по сути, банить контент по своему усмотрению. И тут начинаются главные проблемы. Под бан, например, может попасть пост с картиной эпохи возрождения, который механизм соц сети распознал как обнаженку.
Вывод
С самых первых выпусков нашего дайджеста мы говорим о постоянно увеличивающемся объеме контента. За последние 10 лет человечество произвело в несколько раз больше информации, чем за всю историю. Если верить википедии, то ежегодно объем производимого контента увеличивается на 30%. Количество информации настолько огромное, что для анализа и глубокого погружения в нее просто не хватает времени. Между коммуникационными каналами, источниками и производителями информации, разворачивается самая жесткая конкуренция. В этой борьбе за аудиторию вперед выходит тот, у кого получается подать информацию ярче, доходчивее, проще, понятнее. По большей части, мы имеем дело не с источниками информации (которые подают нам голые факты, на основании которых мы сами делаем выводы), а с интерпретаторами (которые анализируют факты и дают свою яркую, эмоциональную оценку). А интерпретации - всегда поле для спекуляций и дезинформации.
Хейтспич - яркий, эффективный, но опасный и деструктивный инструмент, который интерпретаторы применяют в своей борьбе за аудиторию. Именно поэтому производство контента требует регуляции и выявления определенных стандартов.
Вот такой вышел выпуск.
Кстати, вы давно не делились с нами своими фидбэками)))
Всем успехов! Пока!
Ваши,
Н и Д
*еще больше интересных текстов - в телеграме https://t.me/yourcapybarin