Найти тему
Капибарин в дзене

ЧТО ТАКОЕ ХЕЙТСПИЧ И КАК С НИМ БОРОТЬСЯ?

Привет!

Сегодняшний выпуск мы решили посвятить такому явлению как хейтспич. На эту тему нас натолкнули недавние бои #Роскомнадзора с Twitter. Вообще, очевидно, что дискуссии вокруг хейтспича и методах борьбы с ним будут актуальны еще долгое время, а развитие соц сетей (стабильное увеличение пользователей уже существующих + появление новых платформ) только усиливает актуальность выбранной темы. Короче, давайте разбираться!

Хейтспич

Ненавистники англицизмов уже скрипят зубами - поэтому скорее дадим русский эквивалент этому новомодному выражению. #Хейтспич - это язык вражды, риторика ненависти. То есть, это крайне резкое негативное публичное суждение в отношении оппонентов, которыми могут выступать носители определенных культурных, национальных и религиозных ценностей. Хейтспич - это форма проявления расизма, ксенофобии, шовинизма и прочей нетерпимости. “Язык вражды” осознанно распространяет (стимулирует, провоцирует) ненависть посредством каналов коммуникации, главными из которых сегодня становятся соц сети. Важность борьбы с “риторикой ненависти” стала очевидна в 10х годах. Сегодня мы можем наблюдать активную борьбу с этим явлением, как на уровне корпораций (владельцев и операторов социальных сетей), так и на государственном уровне.

-2

Причины

Главная причина появления и распространения хейтспича - открытый доступ к каналам коммуникации. Помните, в детстве было спешное выражение: “”Месту чуть ниже спины” слова не давали!”? (Мы немного перефразировали его, чтобы соблюсти нормы делового этикета.) К сожалению, сегодня это правило можно забыть. Обратная сторона возможности быстро, просто, без препятствий (а, иногда, и анонимно) регистрироваться в соц сетях - доступ к “слову” (и аудитории) для всех, включая элементы, описанные в том самом детском выражении.
На фоне гигантского объема информации, самыми заметными оказываются эмоционально окрашенные, агрессивные сообщения. Сложный аналитический материал всегда соберет меньше просмотров, лайков и репостов, чем простая агрессивная речь “в лоб”. Именно поэтому многие общественные фигуры выстраивают свой публичный имидж на “риторике ненависти”.

-3

В Европе, в США и в России

2015 стал годом начала нового миграционного кризиса в Европе. Многократное увеличение числа беженцев из стран Северной Африки, Ближнего Востока и Южной Азии было встречено европейскими жителями крайне негативно. В связи с чем популярность получили националистические движения: ультраправые добились больших успехов в немецком парламенте, во Франции к власти чуть не пришёл “Национальный фронт”. Одновременно с этим в “большой политике” появился Дональд #Трамп, а Англия начала подготовку к Brexit’у. Успех правых движений в Европе и в Америке привел к крушению стандартов политкорректности, хейтспич (в первую очередь, разжигание ненависти по национальному признаку) постепенно начал становиться нормой.

В 2016 Европейский парламент закрепил понятие “хейтспич” на законодательном уровне. А такие гиганты как Google, Facebook, Twitter и Microsoft согласились принять выработанные правила, обязывающие компании мониторить и удалять посты и комментарии, призывающие к вражде, терроризму, дискриминации.

В Германии были введены штрафы (от 5 до 57 млн евро) в отношении платформ, которые не разбираются с хейтспичем, то есть не удаляют его в течение 24 часов.  Несмотря на эти внушительные суммы, немецкие эксперты дают следующую статистику: Twitter удаляет лишь 1% нелегального для страны контента, Facebook справляется с 39 %, зато #Youtube уничтожает все 90 %.

Россия пошла по пути Германии и также на законодательном уровне предъявила ряд требований к социальным площадкам. В первую очередь они касаются контента, пропагандирующего экстремизм, терроризм, ксенофобию и оскорбления религиозных чувств. В РФ регулятором в этой области выступает Роскомнадзор.

Мы не будем вдаваться в специфику применения данного закона в России, а лучше вернемся к социальным сетям, которые нас, как маркетологов, волнуют в первую очередь.

-4

Социальные сети и механизмы модерации

Соц сети считаются наднациональной структурой с широким потенциалом саморегуляции, однако, начиная с 2016 года каждая крупная площадка, заметно усилила меры по выявлению нежелательного контента. Например, в Германии в 2016 (после принятия закона) Facebook увеличил количество модераторов до 3500. На сегодняшний день в #Facebook (2.7 млрд пользователей) модерацией контента занимается 15 000 человек. За 2020ый год сервис удалил 3,3 млрд материалов с пометкой «спам», 40 млн материалов, призывающих к насилию, 75 млн изображений сексуального характера, 32 млн материалов, разжигающих вражду, а также 47 млн материалов с пометкой «другое». Довольно интересны механизмы модерации. Во-первых, существует механизм автоматической модерации - специальный функционал анализирующий публикуемый контент на содержание определенных запрещенных слов и выражений. Современный искусственный интеллект научился также автоматически распознавать неприемлемые изображения. Например, функционал инстаграма просто не даст опубликовать обнаженку: все изображения сексуального характера он распознает автоматически и блокирует. Далее существует модерация на уровне админов групп и сообществ. Еще одна важная составляющая модерации - модерация на уровне самих пользователей . Практически во всех соц сетях есть кнопка “пожаловаться”. Пользователи могут самостоятельно оценить контент как неприемлемый и, тем самым, отправить его на проверку модераторам.

-5

Обратная сторона

Вопросы этики всегда сложно регламентируются. Несмотря на наличие (в публичном доступе) у каждой социальной платформы своих этических норм и правил, вопросы блокировки контента всегда вызывают диаметральные оценки: то, что одному кажется смешным и уместным - другому покажется оскорбительным и выходящим за рамки закона. Новые требования регулирования контента дают возможности соц сетям, по сути, банить контент по своему усмотрению. И тут начинаются главные проблемы. Под бан, например, может попасть пост с картиной эпохи возрождения, который механизм соц сети распознал как обнаженку.

-6

Вывод

С самых первых выпусков нашего дайджеста мы говорим о постоянно увеличивающемся объеме контента. За последние 10 лет человечество произвело в несколько раз больше информации, чем за всю историю. Если верить википедии, то ежегодно объем производимого контента увеличивается на 30%. Количество информации настолько огромное, что для анализа и глубокого погружения в нее просто не хватает времени. Между коммуникационными каналами, источниками и производителями информации, разворачивается самая жесткая конкуренция. В этой борьбе за аудиторию вперед выходит тот, у кого получается подать информацию ярче, доходчивее, проще, понятнее. По большей части, мы имеем дело не с источниками информации (которые подают нам голые факты, на основании которых мы сами делаем выводы), а с интерпретаторами (которые анализируют факты и дают свою яркую, эмоциональную оценку). А интерпретации - всегда поле для спекуляций и дезинформации.

Хейтспич - яркий, эффективный, но опасный и деструктивный инструмент, который интерпретаторы применяют в своей борьбе за аудиторию. Именно поэтому производство контента требует регуляции и выявления определенных стандартов.

-7

Вот такой вышел выпуск.

Кстати, вы давно не делились с нами своими фидбэками)))

Всем успехов! Пока!

Ваши,

Н и Д

*еще больше интересных текстов - в телеграме
https://t.me/yourcapybarin