Термин «юзабилити» («usability») наконец-то стал означать повседневный инструмент маркетолога и вышел за пределы круга посвященных. В переводе с английского он означает удобство для выполнения целевых действий.
В интернет-магазине целевым действием является оформление заказа. С одних и тех же ста посетителей один магазин сделает пять продаж, а другой — одну. Почему? Из-за разницы в конверсионности (превращения посетителя в покупателя), одной из важнейших составляющих, которой является юзабилити!
Недооценивать удобство своего интернет-магазина — значит, проигрывать соревнование с другими сайтами в тот момент, когда посетитель уже пришел на ваш сайт. А если вы еще платите за привлечение на сайт потенциальных клиентов (например, через контекстную рекламу), а они закрывают сайт из-за неудобства! Катастрофа!
Что делать? Как понять, что разработанный для вашей компании сайт соответствует лучшим стандартам? Как увеличить его удобство и конверсионность, увеличить прибыль компании?
Нужно найти проблемы и исправить их!
Как найти проблемы на сайте
Оценить удобство и конверсионность сайта можно самостоятельно.
Как это можно сделать:
- Посадить за компьютер представителя целевой аудитории вашего бизнеса, знакомого, и попросить что-либо заказать на сайте.
- Сравнить свой сайт с несколькими лучшими (!) конкурентами.
- Произвести тестирование своего сайта по чек-листу .
…А лучше объединить все эти способы.
Используйте чек-лист
Ниже в приложении к статье находится чек-лист по юзабилити, используемый в 1-м российском научном центре «Технологии успеха» для повседневной работы по улучшению сайтов клиентов.
Пользоваться чек-листом так: открываете сайт, чек-лист и идете по пунктам сверху вниз. В отдельном документе отмечаете результаты, мысли, особенности конкурентов, записываете задачи для выполнения.
Если вы не уверены в необходимости изменений на сайте, произведите разнесенное во времени тестирование — попросите разработчиков сохранить резервную копию имеющейся страницы, а потом внести изменения. Затем какое-то время, понаблюдав за результатом, сравнить эффективность этих двух вариантов.
Помочь собрать статистику вам поможет система web-аналитики . Например, Яндекс.Метрика — в ней можно настроить отслеживание конверсии, количество нажатий кнопок и оформленных заказов чуть ли не постранично. Сравнив процент конверсии, вы сможете выбрать вариант страницы с большим его значением.
Необходимо быть в курсе изменений
Обратите внимание, что с течением времени привычки пользователей и стандарты юзабилити меняются. Поэтому тестирование и улучшение юзабилити необходимо вести на постоянной основе.
То же касается и конкурентного анализа. Держите руку на пульсе изменений в вашей индустрии. Это позволит вам находиться среди самых успешных интернет-магазинов .
Приложение: чек-лист по проверке юзабилити
Конкурентный анализ
На этом этапе необходимо изучить лучшие из сайтов в вашей рыночной нише. Анализируем:
- Сайты ближайших конкурентов, сильные сайты рыночной ниши. Выявляем сильные и слабые стороны.
- Свое товарное предложение в сравнении с лидерами рыночной ниши.
- Маркетинговую активность конкурентов на страницах их сайта — акции, кросс-продажи , допродажи и пр.
Анализ структуры и эргономики сайта
На этом этапе изучается удобство навигации, ключевые разделы вашего сайта, а также его информационная достаточность. Следует выявить факторы, отрицательно влияющие на конверсию сайта.
Проверяем следующее:
- Насколько расположение основных блоков страницы соответствует привычному для посетителей расположению (например, корзина обычно располагается в правом верхнем углу). В случае сомнения равняйтесь на сайты лидеров индустрии.
- Логичность и простота основного меню сайта, его доступность и понятность.
- Смотрим, как организована информации в «шапке» сайта — на любой странице в любой момент должно быть понятно, на каком сайте мы находимся, как связаться с организацией или оформить заказ.
- Насколько легко можно перейти к нужной информации и найти ее в каталоге товаров/услуг. Например, посетитель определился с покупкой и ему нужна информация о способах доставки. Если он легко ее найдет, вероятность приобретения будет выше.
- Функцию поиска: проверяем ее наличие, удобство пользования, качество найденной информации.
- Качество текстов и изображений на страницах сайта.
- Адресованы ли тексты целевой аудитории, актуальны ли они.
- Читабельность и размер шрифтов и их размер, удобно ли отформатирован текст (например, строки длиной более 80 символов становятся сложны для чтения).
- Запоминаемость айдентики — логотипа, цветовой схемы сайта, его иконки и т. д. Построив правильную ассоциацию у посетителей, можно добиться того, что они будут вспоминать персонажа и сайт, когда у них возникает потребность в вашем товаре или услуге.
- Присутствуют ли слишком назойливые всплывающие окна, как используется видео, анимация, аудио.
- Адаптацию сайта к экранам разных устройств, остается ли он при этом читабельным.
- Соответствие требованиям законодательства (галочка согласия с политикой обработки персональных данных и т. д. ).
- Доступность контактной информации, указание реквизитов организации, расчетных счетов. Их наличие повышает доверие посетителей к сайту и его конверсию.
- Наличие отзывов других посетителей также повышает доверие к бизнесу и показывает, что уже много людей воспользовались ее услугами.
Аналитика бизнес-процессов сайта
Проверяем механизмы взаимодействия с пользователем:
- Призыв к действию (CTA — call to action). Если их много, то главная должна выделяться ярче остальных: например, среди кнопок «Продолжить покупки», «Обновить корзину», «Оформить заказ» самой заметной должна быть последняя кнопка.
- Наличие функции заказа в один клик.
- Наличие разных путей заказа (в один клик и через корзину). В форме заказа должно быть минимально необходимое количество полей для ввода: имя и номер телефона (далее оператор перезванивает и уточняет необходимую информацию, главное — заполучить контакт покупателя).
- Возможность оставить отзыв.
- Наличие виджета «Поделиться в соцсетях». Люди часто хотят рассказать друзьям о своих находках в Сети — дайте им такую возможность. Бесплатная реклама!
- Удобство каталога товаров/услуг: логично ли организован, возможность сортировки товаров и т. д.
- Доступность и полнота информации в карточке товара, отличное качество изображений. К примеру, еду можно сфотографировать так, что ее сразу же захочется съесть. Почему бы не показать товар так, чтобы его сразу же захотелось купить?
- Исчерпывающая и понятная информация о доставке и оплате.
- Наличие информации о гарантийном и послепродажном обслуживании.
Итоговый отчет и рекомендации
Составьте отчет с проведенным анализом и выявленными проблемами. Сформируйте список конкретных рекомендаций по улучшению сайта. Рекомендации ранжируются по критичности и проводится оценка трудозатрат на их реализацию.
Получается план к действию: к росту прибыльности вашего сайта! Если вы внимательно пробежитесь по всем пунктам, возьмете на заметку и реализуете подходящие для вашего сайта идеи, я уверен — вы с легкостью сможете сделать сайт простым, комфортным и удобным для пользователя.
Удачи!