Найти тему
Техникум

Проект, который погубила Чернобыльская катастрофа. "Памир-630Д" - атомная станция на колёсах.

Доброго времени суток!

Приветствую вас на своём канале!

В начале 50-х, постройка первой в мире АЭС в СССР, положила начало развитию атомной энергетики в нашей стране.

В последующие годы было построено много атомных электростанций: Белоярская, Курская и др. Создавались новые типы реакторов.

И именно тогда начали появляться на свет интересные разработки, направленные на возможность использовать атомную энергию в любом уголке нашей страны, в практически любых условиях.

Одним из таких проектов стал "Памир-630Д" - атомная электростанция на колёсах. Её разработку начали ещё в 60-х, но первые результаты работы появились лишь в 80-е годы.

"Памир-630Д". Фото с сайта Csef.ru
"Памир-630Д". Фото с сайта Csef.ru

Наибольший интерес к установке проявляли военные. Передвижная АЭС могла бы питать пусковые установки и радиолакационное оборудование. А где военные — там и жёсткие требования к эксплуатационным характеристикам. Так, одной из задач, было снизить расход воды, которая не всегда бывает доступна. Именно это требование, которое делало практически невозможным применение водяного реактора, послужило в дальнейшем предлогом к закрытию "Памир-630Д". Дело в том, что воду заменили на тетраокись озота. Если вы не химик, то понять в чём проблема такой замены будет сложно. Тетраокись азота, если туда попадёт хоть немного воды, превращается в азотную кислоту. А кислота как мы все знаем, вещь опасная. Именно из-за паров азотной кислоты на испытаниях погиб один из сотрудников.

"Памир-630Д". Источник иллюстрации : яндекс картинки.
"Памир-630Д". Источник иллюстрации : яндекс картинки.
"Памир-630Д". Источник иллюстрации : яндекс картинки.
"Памир-630Д". Источник иллюстрации : яндекс картинки.

"Памир" состоял не из одного автомобиля. Реактор и турбогенератор  размещались на 2-х тягачах МАЗ-7960. Плюс два КРАЗА для остального оборудования. Для обслуживания требовалось 28 человек персонала. Так как установка мобильная, перевозить на место её можно было поездом, самолётом и даже по морю. Ещё одной особенностью было то, что после установки комплекса, колёса с тягачей снимались, а сами они сажались на домкраты.

"Памир-630Д". Источник иллюстрации : яндекс картинки.
"Памир-630Д". Источник иллюстрации : яндекс картинки.

Мощность передвижной АЭС составляла 630 кВт.

Испытания "Памир-630Д" начались в ноябре 1985 и продлились почти год. Станция успела проработать около 3500 часов. Никаких серьёзных проблем за это время выявлено не было.

Комплекс работает и испытания проходят успешно, но 26 апреля 1986г. случается Чернобыль. Атомная катастрофа наложила свой след на многие проекты в сфере атомной энергетики того времени.

Под раздачу попал и "Памир-630Д". Посидите сами, происходит авария на АЭС в Чернобыле, а потом вдруг выясняется что проработавшый уже целый год реактор "Памир" нужно закрыть. Да, работу над проектом прекратили не сразу, но всем и так было понятно по какой причине.

Никто конечно не сказал открытым текстом, что закрытие как-то связано с аварией на чернобыльской АЭС.

Официальная формулировка звучит как: "выбор теплоносителя научно недостаточно обоснован".

Может быть, все эти события лишь совпадение и "Памир" с тетроокисью азота в качестве теплоносителя действительно был небезопасен в эксплуатации.

Нам остаётся только догадываться...

Вот такой печальный итог возможно перспективного проекта.

Спасибо за внимание!

Подписывайтесь на канал, будет интересно!