Антиномия «внутреннего» и «внешнего» человека восходит к посланиям апостола Павла (Рим. 7:22). «Дайте созреть и окрепнуть внутреннему человеку; наружный успеет еще действовать, — восклицает Н.И. Пирогов в середине XIX века. — Дайте выработаться и развиться внутреннему человеку! Дайте ему время и средства подчинить себе наружнего, и у вас будут и негоцианты, и солдаты, и моряки, и юристы; а главное, у вас будут люди и граждане!» [4, с. 37].
Человек живет внутренним и внешним.
Внутреннее в нем (для Е.Р. Дашковой, старших славянофилов, К.Д. Ушинского, Н.И. Пирогова, Л.Н. Толстого, В.В. Розанова, В.В. Зеньковского и др.) есть его глубокая связь с горним, небесным, божественным, его бытие с самим собою — глубоким и истинным. Внутреннее в человеке — его большая и пристрастная работа над самим собою. Работа (труд) по высвобождению в себе самом того, что единит его с Богом и миром людей (и в этом — всем мирозданием). Внутреннее в человеке — то, что с трудом поддается внешнему воздействию: оно (внутреннее) само восходит к себе. Внутреннее трудно описать, удержать в той или иной формальной абстракции, внутреннему трудно дать дефиницию. Его можно заметить, на него можно «наткнуться», с ним можно встретиться в обращении к человеку, его можно почувствовать и пр.
Внутреннее огромно. Ему нет предела. В нем (потенциально) все мироздание. В нем горнее и адово. В нем всё.
Внутреннее духовно. Оно есть умственное делание. Оно аскеза. Оно незримо: его форма духовна. Во внутреннем человек парит в нематериальном, в том, что не подвигает его к духовным издержкам, нравственным компромиссам и пр.
Внутреннее воздействует на всего человека. Оно светится и во внешнем.
Внутреннее в человеке есть то, что принадлежит исключительно ему. Оно его труд, его обязанность и бремя. Внутреннее нельзя отнять у человека. Оно по смерти принадлежит ему.
Внешнее в человеке — его наружные связи с социумом, государством (служба, повседневная жизнь и пр.). Внешнее необходимо человеку, необходимо социуму. Необходимо как выражение обусловленности человека его земным (мирским) существованием. Внешнее необходимо, но не оно определяет внутреннее согласие человека с самим собою и в этом общее его духовное самочувствие.
Внешнее в человеке являет себя прежде всего в том или ином действии, поступке. Внешнее материально и потому внутреннее статично и потому мертвенно.
Внешнее в человеке легко фиксируется, прочитывается. Внешнее легко поддается воздействию, изменению и пр. Внешнее принадлежит человеку, и социуму, и государству. Внешнее легко отчуждается от человека: передается другим людям, изымается в пользу социума или государства, переводится в разряд циркуляров, инструкций и пр.
Внешним человек не дорожит. Его он легко уступает времени, событиям, людям.
Русскому сознанию исторически близким было подобное прочтение духовности человека. С принятием христианства и приглашением варягов на княжение в русских городах русский человек, с одной стороны, строго разделил для себя суетное (мирское) и горнее (христианское), с другой — передал власти обязанности решать мирские заботы, сняв с себя бремя участия в отвратном (внешних действиях). Жизнь с собою в русской христианско-православной истории есть жизнь внутреннего человека. Жизнь в несении тягот государственных забот личных — жизнь человека внешнего. Первое — вневременное, второе — суетное, мирское, внешнее. Нами представлена трактовка этой проблемы в прочтении одного из старших славянофилов К.С. Аксакова [2].
Разделение русским сознанием человека на внутреннего и внешнего способствовало упрочению в духовности человека стремления следовать высокому идеалу, жертвовать во имя его своими желаниями и исканиями.
(Отрывок из статьи П.А. Гагаева «О «внутреннем» и «внешнем» человеке в отечественной философско-педагогической традиции»)
Об авторе. Гагаев Павел Александрович, доктор педагогических наук, Почётный работник высшего образования РФ, стаж педагогической деятельности - более 40 лет.
Книги А.А. Гагаева и П.А. Гагаева в интернет-магазине Лабиринт
Другие публикации авторов на канале издательства "А-проджект"
О предопределённости судьбы человека
Контент создан издательством «А-проджект». При использовании ссылка на первоисточник обязательна.