736 подписчиков

«Страна OZ» — киновзгляд на Россию сквозь призму Василия Сигарева

3K прочитали

Известный режиссер и сценарист Василий Си́гарев, недавно давший интервью Дудю, прославился на широкую аудиторию в 2015 году, сняв новогодний фильм с примечательным названием «Страна ОЗ». Фильм также был высоко оценён кинокритиками. Однако не всем фильм «зашёл», и сотни «активных граждан» атаковали письмами министерство культуры о том, что фильм стоит запретить к показу.

Главная героиня фильма, Лена Шабадинова, - аналог девочки Дороти из оригинального произведения Баума «Удивительный волшебник из страны Оз»
Главная героиня фильма, Лена Шабадинова, - аналог девочки Дороти из оригинального произведения Баума «Удивительный волшебник из страны Оз»

Слишком уж больно реагировать на весьма острую черную комедию (а я бы сказал, горькую сатиру), в которой происходят абсурдные, но до боли узнаваемые события. Судя по отзывам в интернете, многие люди восприняли картину через чур буквально, не прочитав вроде бы понятную всем с детства отсылку, озвученную в названии картины. Давайте же проследим эту отсылку до конца и попробуем осознать, что из себя представляет страна ОЗ и что с ней не так.

Известный режиссер и сценарист Василий Си́гарев, недавно давший интервью Дудю, прославился на широкую аудиторию в 2015 году, сняв новогодний фильм с примечательным названием «Страна ОЗ».-2

Начнем с очевидного: главная героиня фильма, Лена Шабадинова, - аналог девочки Дороти из оригинального произведения Баума «Удивительный волшебник из страны Оз», по мотивам которого также был снят знаменитый американский фильм 1939 года. Еще ближе на слух другой прототип– Элли из «Волшебника изумрудного города» советского писателя Волкова.

Известный режиссер и сценарист Василий Си́гарев, недавно давший интервью Дудю, прославился на широкую аудиторию в 2015 году, сняв новогодний фильм с примечательным названием «Страна ОЗ».-3

Малые Ляли - почти Канзас

Лена прибыла из деревни, она честна и наивна. «Волшебница»-тётя посылает её в путешествие на улицу Торфорезов, чтобы попасть в зелёный киоск, он же - изумрудный город. Точнее, она сама хочет туда попасть, а воздушное путешествие ее сестры с балкона на землю и разговор с тётей лишь придают ураганный импульс всей истории.

Известный режиссер и сценарист Василий Си́гарев, недавно давший интервью Дудю, прославился на широкую аудиторию в 2015 году, сняв новогодний фильм с примечательным названием «Страна ОЗ».-4

Структура фильма также нарочито копирует основную канву развития сюжета известной сказки. Лена встречает своих спутников в том же порядке, как и ее прототип, вот только, они не идут все вместе весело и дружно, а взаимодействуют с Леной попарно, почти не пересекаясь. Что подчеркивает глубокую и почти непреодолимую разобщенность всех персонажей.

Первый спутник, водитель попутки – это, конечно, Страшила. У него нет мозгов, но при этом он разговорчив (правда, неотчётливо).

Известный режиссер и сценарист Василий Си́гарев, недавно давший интервью Дудю, прославился на широкую аудиторию в 2015 году, сняв новогодний фильм с примечательным названием «Страна ОЗ».-5

Он также плохо и неуклюже двигается, неустойчив, может рассыпаться в любой момент. Водитель явно находится под действием наркотических средств, что отсылает нас к опьяненному сну на маковом поле. Впрочем, от этой опасности в фильме, как и в сказке, спасает снег – Лена на машине без должного управления врезается в сугроб.

Железного дровосека Лена встречает в городе на ледяной горке (действие фильма происходит под Новый Год). Им оказывается Роман, носящий свитер, похожий на кольчугу, двигающийся отрывисто и постоянно нуждающийся в возлиянии шампанским и виски (для этого, кстати, он носит с собой флягу, как дровосек маслёнку).

Известный режиссер и сценарист Василий Си́гарев, недавно давший интервью Дудю, прославился на широкую аудиторию в 2015 году, сняв новогодний фильм с примечательным названием «Страна ОЗ».-6

Так же, как и Железный дровосек, Роман нуждается в сердце. Он холоден, жесток и не эмпатичен. Он называет Лену только по фамилии:

И наконец, он бесстрашен. Причем он бесстрашен настолько, что причиной их временного расставания с Леной становится запуск салюта прямо с головы. В результате Лене на попечение осталась собачка Тютя – очевидный оммаж Тотошке.

Олицетворяя собой инженерный подход к жизни, Роман пытается научить Лену полезному: приёмам вольной борьбы, тушению сигарет о язык, и прочим жизненным вещам. Однако позже мы узнаем и причину почему Роман ведет себя, как будто бы его сердце заржавело: у него умерла жена.

Наконец третьим встреченным становится бард-песенник средней набожности, который аки трусливый лев являет собой полную противоположность наружности и содержания. Он приглашает Лену с Тютей к себе домой на Новый Год, где они могли бы «втроем поесть сладкого». С первого момента знакомства он проявляет свою сексуальную озабоченность, но всячески пытается ее прикрыть.

Известный режиссер и сценарист Василий Си́гарев, недавно давший интервью Дудю, прославился на широкую аудиторию в 2015 году, сняв новогодний фильм с примечательным названием «Страна ОЗ».-7

Дома бард признается в своей любви к интернету, и очень удивляется, когда Лена сказала, что не пользуется интернетом и не знает, кто такой Навальный. Кульминация их взаимодействия наступает, когда бард, поглаживая по плечу Лену, показывает ужасающий своей пошлой банальностью самодельный клип, состоящий из смены рандомных кадров под чужую музыку.

Бард как будто бы отрицает себя, но при этом и слишком себя любит, чтобы отрицать полностью, однако он совершенно точно очень боится признать себя таким, какой он есть. Иными словами, приставая к Лене в надежде на акт тантрического секса, бард был слишком сосредоточен на себе, отчего случилось преждевременное семяизвержение, и бард ушел спать.

Под утро в квартиру барда раздался нежданный звонок в дверь от его жены, дочери и тёщи, что привело к весьма комичной сцене страха и унижения барда. Здесь мы слышим имя и фамилию барда – Алексей Папердин, что добавляет комичности ситуации, ведь фамилия явно английского происхождения, которую можно было бы написать, как Pepperdine – буквально, угощающий, дающий перцу.

Наконец, трусливый лев униженно упросил Лену покинуть квартиру через балкон, в результате чего Лена вместе с Тютей попадает на балкон квартиры этажом ниже. И здесь случается еще одно хрестоматийное знакомство.

Известный режиссер и сценарист Василий Си́гарев, недавно давший интервью Дудю, прославился на широкую аудиторию в 2015 году, сняв новогодний фильм с примечательным названием «Страна ОЗ».-8

Лену обнаруживает рыжеволосая мать семейства, которая приняла ее за девочку по вызову. Пожалев ее, она приглашает Лену к себе в дом. Мать живет со взрослыми сыновьями, которые по всей видимости уже исполнили ее три желания когда-то давно и теперь понукают ей в грубой форме, несмотря на уже бесполезный золотой шлем волос. Здесь же происходит и выяснение вопроса о том, кто суть на Руси настоящие бляди (спойлер – партия ЛДПР).

Известный режиссер и сценарист Василий Си́гарев, недавно давший интервью Дудю, прославился на широкую аудиторию в 2015 году, сняв новогодний фильм с примечательным названием «Страна ОЗ».-9

Наконец, по одному в очереди в туалет появляются три сына, живущие бобылями, каждый из которых буквально похож на летучих обезьян из сказки. В конце концов, восстав против грубости по отношению к матери, встреча с обезьянами в людской домашней одежде заканчивается для Лены вырубающим ударом правой в челюсть.

Параллельно с этими приключениями нам показывают другой полюс путешествия Лены – зеленый киоск на улице Торфорезов, в котором ведут непринужденный философский спор продавец-писатель и его откинувшийся с зоны приятель Дюк. Круг их интересов затрагивает самые широкие темы.

Известный режиссер и сценарист Василий Си́гарев, недавно давший интервью Дудю, прославился на широкую аудиторию в 2015 году, сняв новогодний фильм с примечательным названием «Страна ОЗ».-10

Далее следует пассаж про феминисток и возражение про страпон от писателя. Но Дюк отмахивается от возражения и делает знаменательный вывод: «Раз дети появляются от унижения, значит унижение - основа жизни».

Известный режиссер и сценарист Василий Си́гарев, недавно давший интервью Дудю, прославился на широкую аудиторию в 2015 году, сняв новогодний фильм с примечательным названием «Страна ОЗ».-11

Девиз «унижение – основа жизни» в каком-то смысле объясняет и оправдывает положение Дюка и писателя, да и всех в этой стране ОЗ. Это положение униженных, с которым они либо смиряются, либо от которого они убегают в фантезийный мир.

Писатель, он же волшебник (он же соавтор сценария фильма Андрей Ильенков), унижен тем, что вынужден работать в ларьке продавцом алкоголя для подростков. При этом ему вполне в чеховском стиле снится сон, в котором богатые и сильные люди из высшего общества чествуют его за достоинство.

Известный режиссер и сценарист Василий Си́гарев, недавно давший интервью Дудю, прославился на широкую аудиторию в 2015 году, сняв новогодний фильм с примечательным названием «Страна ОЗ».-12

Дюк, как мы узнаем по выразительным татуировкам на ягодицах в конце фильма, был гомосексуалом на зоне, а значит он был в касте опущенных, но при этом строит из себя крутого вора, патриота и радикального философа.

Таким образом, декларируемый принцип «унижение – основа жизни» лишь паллиативное средство, чтобы заглушить боль от положения униженного и оскорбленного. Очевидно, здесь прослеживается намек на родство и одинаковость положения интеллигенции и сидящей России, казавшихся столь разными группами населения.

В чем же униженность положения остальных жителей страны ОЗ? Посмотрим на изнанку фона сказки. Заметим, что в фильме показывается или хоть как-то упоминается лишь два вида экономической деятельности – это всевозможные и преимущественно мелкие продавцы, а также заправка Лукойла, на которой Лена вышла в туалет по пути в город. Это весьма символично, так как грубо отражает реальность разделения труда в России: нефтянка и ретейл.

Всего остального как будто нет (а может и впрямь нет) и ничего другого даже не упоминается, показывая поистине страшное зеркало общества, где существует неподвластное населению управление трубой и масса бессмысленной мелкой занятости для удержания на плаву минимальных и даже низменных потребностей по сути никому ненужных людей.

Все это напоминает «Бредовую работу», описанную недавно известным антропологом Дэвидом Гребером, который на примере прежде всего западного общества показал, что в современном ультралиберальном мире, нацеленном на успех и мегапродуктивность, существует огромный процент занятости, которая объективно непроизводительна и не имеет никакой пользы, и несмотря на то, что это осознается выполняющим подобную работу работником в полной мере, он вынужден продолжать на ней работать.

Известный режиссер и сценарист Василий Си́гарев, недавно давший интервью Дудю, прославился на широкую аудиторию в 2015 году, сняв новогодний фильм с примечательным названием «Страна ОЗ».-13

Причем эта занятость есть необходимое следствие существующей ныне мировой системы разделения труда. Не трудно догадаться, что бредовый тип занятости не способствует душевному равновесию. А в фильме вообще подчеркивается, что все, чем занимаются люди в стране ОЗ, включая работу и помимо неё, не имеет смысла, и люди как-то живут с этим.

Отметим еще одну характерную вещь почти полное отсутствие денег в истории. При этом на дворе вовсе не коммунизм. Почему это так плохо?

Вспомним американского писателя-битника Уильяма Берроуза, который в романе «Нова экспресс» описывал механизм подавления и контроля общества с помощью наркотиков (джанка). Этот механизм основан на трех принципах:

1. Никогда ничего не давать даром;
2. Никогда не давать больше, чем следует дать;
3. При первой же возможности забирать всё назад.

Берроуз утверждал, что наркотик — идеальный продукт и абсолютный товар. Клиент сам приползает по сточной канаве и умоляет его купить. Торговец джанком не продаёт свой товар потребителю, он продаёт потребителя своему товару. Он унижает и упрощает клиента.

Известный режиссер и сценарист Василий Си́гарев, недавно давший интервью Дудю, прославился на широкую аудиторию в 2015 году, сняв новогодний фильм с примечательным названием «Страна ОЗ».-14

В экономике, где деньги в дефиците у населения, потому что население никому не нужно, оно ничего не производит, а только получает крохи со стола князей мира сего по вертикали власти и по иерархии бизнес-цепочек сверху вниз, люди доходят до того же состояния оскатинивания и безропотного повиновения. Поэтому в стране ОЗ главный наркотик – это деньги, и их всегда не хватает.

Вот и Лену ожидает совсем небольшой заработок и даже создается такое ощущение, что ей его никто не хочет предоставить. Кстати, обмен, конечно же, связан и с обменом информацией, и с этим у Лены все плохо. Впрочем, с ней никто не желает говорить.

Известный режиссер и сценарист Василий Си́гарев, недавно давший интервью Дудю, прославился на широкую аудиторию в 2015 году, сняв новогодний фильм с примечательным названием «Страна ОЗ».-15

В начале истории она настоящая болтушка по сравнению с другими персонажами. Между прочим, ее фамилия, Шабадинова, может быть аллитерирована как Шабалина, что означает как болтуна, так и человека в лохмотьях (вспомним простенькую курточку Лены).

К концу же, постоянно сталкиваясь с откровенным нежеланием и неумением вести разговор со стороны жителей страны ОЗ, а иногда и с полным безразличием, Лена становится более замкнутой. Ее речь становится отрывистее (а иногда и пропадает), и из нее напрочь исчезают вспомогательные слова вежливости (они все равно не работают).

В отделении полиции она и вовсе была вынуждена применить силу к еще одной разновидности летучих обезьянок – проституткам-снегурочкам, поскольку окончательно убедилась, что слова не работают в принципе. Отсутствие и беспомощность дара речи еще раз подчеркивает изолированность друг от друга жителей данной страны.

Найдя наконец Лену и Тютю в ОВД, Роман отвез их к себе домой, однако Лена отказывается зайти в гости и помыться.

Известный режиссер и сценарист Василий Си́гарев, недавно давший интервью Дудю, прославился на широкую аудиторию в 2015 году, сняв новогодний фильм с примечательным названием «Страна ОЗ».-16

Действительно, Лена не понимает и не принимает всей грязи подобной городской жизни, и отказывается в нее окунаться, предпочитая пусть грубую, но чистую деревенскую жизнь, к которой она с детства привыкла. Возвращение в Малые Ляли для неё теперь кажется выходом и спасением (как для Элли – возвращение в Канзас), и она честно признается в этом в диалоге на лестничном балконе, объясняя свое решение тем, что она «не прижилась» тут:

Роман спас Лену и они вновь встретились уже в больнице, где под незамысловатую, но добрую и по-особенному новогоднюю песенку со словами: «Тебе воскреснуть надо, и мне воскреснуть надо, но лень, но лень…», начинают идти титры, из которых мы узнаем например, что режиссером и продюсером данной картины является Дмитрий Улюкаев, сын того самого Улюкаева, который недавно был министром, а потом его посадили за взятку.

Интересно то, что Дмитрий не похож ни на отца, ни на стандартного представителя золотой молодежи, и в отличие от такового не прожигает свою жизнь на курортах и дорогих машинах, а предпочитает снимать (и весьма неплохо!) в том числе такое остросоциальное кино и зарабатывать себе этим на жизнь. Последнее, как и концовка фильма, вселяет слабую, но какую-никакую надежду.

Известный режиссер и сценарист Василий Си́гарев, недавно давший интервью Дудю, прославился на широкую аудиторию в 2015 году, сняв новогодний фильм с примечательным названием «Страна ОЗ».-17

Отметим, что есть и отличия от всем известной сказки: Страшиле не поможет диплом, а награды у Льва уже есть и не помогают обрести ему храбрость. Только Дровосек, возможно, обрел добросердечность.

Никто и не искал даже этого волшебника, кроме Лены. Значит нет стремления у народа найти ответы на свои проблемы в диалоге с интеллигенцией, хоть она и не столь сильна, как о ней принято думать. Впрочем, интеллигенция даже не в состоянии помочь самой себе.

Дюк, допившись до белой горячки и признавшись, что он злая ведьма Бастинда, не умирает от воды и сжигает ларёк дотла. В результате писатель-волшебник покидает свое бедовое рабочее место пешком, по дороге встретив, выплывающую на белом корабле из-за девятиэтажки Лену, по-прежнему интересующуюся, как пройти на неуловимую улицу Торфорезов.

Известный режиссер и сценарист Василий Си́гарев, недавно давший интервью Дудю, прославился на широкую аудиторию в 2015 году, сняв новогодний фильм с примечательным названием «Страна ОЗ».-18

Иными словами, ему не удалось улететь из этого мира поэтично, но кажется, что к этому способна Лена.

Лена всегда могла вернуться домой, однако до этого ей нужно было многое понять.

Так что же это за страна ОЗ? Ответ, кажется, виден теперь невооруженным глазом.

Кто не встречал этих персонажей в своей жизни? Они повсюду! И пьяные водители, и грубоватые отчаянные мужики, и хамоватые продавщицы, и мнящие себя творческой личностью ничтожества, и уголовники, всегда готовые тюкнуть любого, и интеллигенция с импотенцией, все это – зримая часть российского народа. А над всем этим нависает золотыми буквами истинное имя этой страны Oz, унция, в данном случае унция черного золота.

Известный режиссер и сценарист Василий Си́гарев, недавно давший интервью Дудю, прославился на широкую аудиторию в 2015 году, сняв новогодний фильм с примечательным названием «Страна ОЗ».-19

Таким образом, название фильма – это еще и оммаж известной ветхозаветной цитате «Мене, мене, текел, упрасин», то есть цена этому обществу уже известна, и вряд ли оно устоит.

Автор текста: Кирилл Барышников
Редактор: Святослав Орлов

Подписывайтесь на нас в ВК, YouTube, FB, Telegram, RuTube, Дзен Поддержать канал:

WebMoney: Z680497494171 PayPal: decimation.channel@gmail.com ЮМани (Яндекс.деньги): 4100110500905753 Patreon: patreon.com/decimation Boosty: boosty.to/decimation Sponsr: sponsr.ru/decimation Сбер: 5469 5500 4180 2312