В прошлом веке, в 1982 году газета «Комсомольская правда» была одной из самых популярных ежедневных газет с тиражом более 10 миллионов. По своей тиражности она уступала только газете «Труд». А вот когда в ней впервые появилась статья из цикла «Таежный тупик», то эти номера просто пачками сметали в киосках «Союзпечать».
О каком же тупике писал журналист Василий Песков? Тогда об этом не знал только неграмотный. Но безграмотность, как считается, победили в СССР еще 1940 году. Поэтому почти поголовно все знали о семье Лыковых и о Таежном тупике. Вот и мне захотелось кому-то напомнить о тех событиях, а кому-то рассказать, как эта история появилась на свет.
Итак, впервые об этой семье узнали геологи еще в 1978 году, когда искали железорудные залежи в горах Хакасии. Именно там, в труднодоступном уголке Западных Саян, и была обнаружена заимка Лыковых.
Облетая эту местность для высадки геологов, вертолетчики даже сначала не поверили своим глазам, увидев с высоты хорошо ухоженный огород и клочок пашни, засеянные рожью. Конечно, они иногда встречали заимки охотников-отшельников, но вот чтобы распаханные угодья в глухой тайге - это даже для них было событием выходящим за рамки понимания.
Поэтому они и высадили геологов аж за 15 километров от того места, ведь мало ли кто поселился в этих отрогах Саян. По этой же причине и начальник геологоразведывательной экспедиции Галина Письменская, подошла к дому Лыковых с пистолетом, предварительно сняв его с предохранителя.
Но когда ей навстречу вышел седой старичок-лесовичок, в залатанной рубахе и штанах, и пригласил пройти в гости, то страхи геологов ушли прочь. Это был сам глава семьи часовенных старообрядцев Карп Лыков.
Так что же это были за люди? Давайте немного заглянем в историю. Самые серьезные гонения после раскола русской православной церкви староверы претерпели при Петре I и Николае I. Петр обложил их огромными налогами, а Николай устроил им настоящую травлю. Именно при нем крупные общины староверов пошли из европейской части России за Урал.
Тогда-то предки Лыковых и перебрались в Горный Алтай. Там их государева власть практически не трогала. А учитывая трудолюбие и отрицание алкоголя, староверы здесь создали крепкое хозяйство. Но все поменялось после революции, большевики не хотели мириться ни с их кулацким укладом, ни с их верой.
Особенно давление власти большевиков усилилось в тридцатые годы, когда в стране начала вводиться политика коллективизации частных собственников. Дошла она и до Горного Алтая. Присланные из городов председатели колхозов, насильно пытались затащить староверов в сельхозартели.
Карп Лыков увидел в этом насилии проявление бесовской власти. Ну а после того, как в 37 году сотрудники НКВД убили его брата Евдокима, он приказал семье собрать самые необходимые вещи и уходить в тайгу, подальше от большевистского беспредела.
Три года Карп с женой и двумя детьми Савином и Натальей перемещались по тайге в поисках безопасного места. И наконец-то обосновались на реке Еринат, где их и нашли потом геологи. Дом Лыковы построили так, чтобы с реки он был незаметен, ну а по тайге к ним вряд ли бы кто дошел.
Это место Песков в свое время и назвал Таежным тупиком, мол дальше уж идти некуда. Именно здесь, Акулина - жена Карпа родила ему еще двух деток Дмитрия и Агафью. В таком составе они и прожили более двадцати лет, пока в 61 году не умерла от голода Акулина Лыкова, и глава семьи остался на заимке с детьми один.
Кстати, надо сказать, что та встреча с геологами в 78 была не первой встречей с людьми. Летом 45 года на их жилище наткнулись военные топографы. От них семья узнала о только что выигранной войне с Германией. На что Карп тогда сказал: «Это цё же такое, второй раз на нас немец пришел. Все это Петру — проклятье. Он с ними шашни водил». Видимо старообрядцы никогда не забывали, как с ними поступил Петр I.
Тогда военные, по возвращению из тайги, доложили по инстанции об этой семье отшельников, но их так больше и никто не видел. Хотя дважды отправлялись экспедиции к этим местам. Как считал Карп, это их Господь уберег от чужаков и недобрых людей.
Хорошее место тогда выбрал глава семьи, но вот только с воздуха замаскировать огород вряд ли бы у кого получилось. Да и не думал тогда Карп о вертолетах, а точнее сказать, он о них даже и не знал.
Вот так Галина Письменская потом описала жилище Лыковых: это была одна комната площадью примерно семь на пять шагов, слева сложенная печь из дикого камня, стены и потолки черные от копоти. Вдоль стен стояли широкие лавки, на которых Лыковы днем сидели, а ночью спали, а над лавками приделаны полки во всю длину. Посреди комнаты стоял стол, оструганный топором. Рядом со столом Галина заметила двух женщин. Это были дочери Агафья и Наталья, они бились в истерике и молились, причитая: «Это нам за грехи, за грехи...».
Но отец их успокоил, и вскоре они с интересом рассматривали непрошенных гостей. Вскоре геологи смогли войти в доверие к Лыковым и узнали, что неподалеку вниз по течению Ерината, отдельно живут еще два сына Карпа: Дмитрий и Савин. Теперь общение с геологами у семьи отшельников было достаточно регулярным, особенно в летние месяца года, когда происходили геологоразведочные работы.
Но весь мир узнал об этой семье, как я уже и говорил, из газеты «Комсомольская правда». Тогда, в 84-м Василий Песков написал о Лыковых несколько десятков статей. Потом были документальные фильмы об их жизни в тайге, и вся страна узнала, как эти люди более сорока лет прожили здесь затворниками.
Надо сразу сказать, что уйдя от цивилизации и рассчитывая только на свои силы, их жизнь была далеко не сахар. Главной проблемой для семьи был голод. И хотя тайга и кормила отшельников грибами, ягодами и лесными орехами, но вот охотиться и рыбачить без снастей и оружия было трудно. Да и надо сказать, что Карп от природы был земледельцем, а не охотником.
Вот и разбили они небольшой участок под огород, благо семенами запаслись, когда уходили в тайгу. На нем они выращивали репу, лук и горох, но основу их рациона составлял картофель. Его и парили, и запекали, и варили. А еще захваченный Карпом узелок с семенами ржи позволял им выращивать небольшой урожай этой зерновой культуры.
Так вот Лыковы приловчились печь «толстый хлеб» из смеси сушеной картошки, пригоршни зерен конопли и двух-трех горстей измельченной ржи. Из стеблей той же конопли хозяйка дома Акулина ткала примитивным способом полотно, которое потом шло на пошив одежды домочадцам.
«Толстый хлеб» часто был единственный более-менее съестной продукт в их доме, особенно весной, когда заготовленные запасы подходили к концу, а в тайге еще лежал снег, и Еринат был покрыт толстым покровом льда. Вот тогда-то в ход шли и березовые почки, и солома и даже кора.
Особенно тяжелым выдался 1961 год. После затяжной зимы, летом вдруг наступили холода и даже в июне выпал снег, который пролежав на земле несколько дней, убил почти весь урожай.
Тогда, как рассказывал Карп, картошки собрали только на семена, а посевы несозревшей ржи и вовсе вымерзли и погибли. Только и спасали тогда Лыковых кедровые орехи, заготовленные впрок и с лихвой. Но все равно, их мать Акулина так и не смогла пережить ту голодную зиму.
Карп тогда остался один с четырьмя детьми, как он говорит: «Да, это было горе, но вот грех отчаяния мы сдюжили с божьей помощью». И опять, со слов хозяина семьи им помог Господь. Ведь на следующий год там, где раньше рос горох, случайно взошло оброненное зерно ржи, и из него нежданно взошел колосок.
Этот колосок они оберегали всей семьей и по осени собрали аж 18 зерен, которые и посадили в следующем году. Так они собирали семена на посадку из года в год, и только через четыре года Лыковы вновь попробовали ржаной каши.
После такого испытания голодом, Лыковы начали на зиму делать двойные запасы, чтобы перестраховаться от природных катаклизмов. Но беда к ним пришла с другой стороны. Когда их обнаружили геологи и помогли с одеждой, едой и необходимыми инструментами, то общение с цивилизацией показалось им божьей милостью.
Вот только младший брат Дмитрий вскоре умер от воспаления легких. Это было странно, ведь он даже зимой ходил по снегу босой, проверяя ловчие ямы и силки, расставленные на зверя.
А умершим Наталье и Савину был поставлен диагноз почечная недостаточность, что тоже было странно, ведь их организм пройдя столько испытаний, казалось должен быть железным. Но врачи предположили, что их организмы не выдержали встречи с неизвестными для них принесенными извне вирусами.
Так что, когда в 84 таежный тупик посетил Василий Песков, то застал там только Карпа и Агафью. Казавшийся древним стариком, тогда при первой встречи с геологами, Лыков-старший прожил еще 10 лет. Он то и поведал Пескову историю своего рода и своей семьи.
На предложение переехать поближе к людям отец и дочь отказались, сославшись, что надо ухаживать за могилами близких. Хотя наверное просто понимали, услышав от корреспондента «Комсомолки», какая сейчас жизнь на «большой земле», и что они там просто не выживут.
Не захотела Агафья переезжать и после смерти отца, ведь у них к тому времени появилась домашняя скотина. Да и от гостей на заимке не было отбоя. Каждый из которых привозил ей какие-то подарки. Единственное, что она попросила, причем совсем недавно - это срубить ей новый дом поближе к реке, так как на гору ей стало тяжело подниматься.
И российский миллиардер Олег Дерипаска тут же откликнулся на просьбу последней отшельницы из семьи Лыковых и поставил на заимке новый дом. Сегодня Агафье уже исполнилось 76 лет. Из них она уже более тридцати лет живет одна в глухой тайге.
Друзья, если Вам понравилась публикация, предлагаю посмотреть еще одну интересную историю. Здесь я рассказываю об удивительном человеке Ричарде Проеннеке, который бросил скучную работу, уехал в дикие леса Аляски, построил себе дом и 30 лет прожил в полной изоляции.
Друзья, а что могло бы вас заставить вот также уйти из цивилизации и жить среди диких зверей в доме без удобств? Напишите об этом в комментариях. Если Вам понравилась публикация, ставьте палец вверх 👍, а также ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ на мой канал «Robinson TV» в YouTube: https://www.youtube.com/channel/UCNa0QYFl64XY3CnV7V41KHA