Суверенитет потребителя – это привилегия, которая дает владельцу любых ресурсов принимать самостоятельное решение по распоряжению такими средствами, как земля, недвижимость и деньги, участвовать в экономике. В развитых странах с централизованной экономикой регламентируются все действия заказчика.
Экономика и ее основы
Рыночная экономика дает возможность людям удовлетворить свои покупательские потребности методом приобретения различных предметов и услуг. Каждый гражданин может искать способы получать и увеличивать свой доход. Пример:
- Смена рабочего места;
- Выбор банка и счета;
- Продажа всевозможного сырья.
В результате торговля дает потребителю блага и возможность купить у любого товаропроизводителя единицу, соответствующую своим пожеланиям и вкусам. Бытует ошибочное мнение, что личность обладает экономическим суверенитетом, их права защищает держава. Оно старается максимально обеспечить качество, а также безопасность изделия, культуру обслуживания покупателей. Каждому клиенту на рынке противостоит продавец. Все привыкли так называть того, кто реализует материал. Придя в магазин, закупщик вступает в отношение не с конкретной особой, а с организацией, которая несет ответственность за некачественный продукт. В некоторых ситуациях сторона, которая реализует что-то, может ссылаться на производство.
Изготовитель – это компания, которая производит вещи для их дальнейшей реализации. Важно понимать, что между организацией и физическим лицом отношения не считаются потребительскими. В случае, когда заказывается услуга или работа, здесь происходят отношения с исполнителем. Частный предприниматель, а также фирма могут быть и продавцом, и изготовителем, и исполнителем. Физическое лицо – в точности до наоборот. Согласно закону «О защите прав потребителя» клиент должен знать сведения о товароизготовителе, а также владеть информацией о товаре, таким образом государство помогает потребителю. Человек вправе:
- Потребовать замену;
- Сменить приобретение на другую марку по соответствующей цене;
- Востребовать соразмерно уменьшить цену;
- Убрать изъяны безвозмездно;
- Возмещение расходов на исправление недостатков;
- Требовать возврата потраченной суммы за изделие.
В чем выражается суверенитет потребителя? Это два главных направления экономической свободы: свобода предпринимательства и потребительского выбора. Предпринимательская деятельность и свобода – это самостоятельно принятое решение производителем по организации производства. Суверенное право позволяет решать, что производить, в каких количествах, а также с помощью каких технологий. Свобода выбора и суверенитет потребителя – это практически одно и то же.
Роль страны
Рынок и держава – это две мощные взаимодействующие силы. Несколько ситуаций, когда торговля не способна справиться без вмешательства государства:
- Общественные и некоммерческие блага;
- Социальные проблемы;
- Затяжные экономические кризисы.
Роль державы в рыночной системе ограничена, она не берется управлять всеми субъектами экономики, иначе разрушается механизм саморегуляции.
Вывод: страна не заменяет собой торгрынок, а приступает к действиям в случае необходимости. Закупщик имеет власть над производством; связано это с тем, что он является конечным пользователем товара. Равные условия – это если покупатель увеличит спрос на некий продукт, в итоге предложение последнего возрастет. Производители являются некими «пассивными агентами» в ценовой системе, которые идут на поводу у заказчика. Но в некоторых случаях при монополии и олигополии товаропроизводители сильнее контрагента и именно они определяют диапазон выбора.