Продолжение: начало здесь (1); здесь (2)
Короткий период нашей истории, получивший с легкой руки интеллигенции громкое название "Хрущевская оттепель", на самом деле к советскому искусству не имеет прямого отношения.
То явление было политическим. Первоначально предваряло борьбу за власть после смерти И.В.Сталина, и касалось лишь некоторых послаблений в уголовных и уголовно-политических делах.
Начало было положено в 1953-1954 годах закрытием таких громких политических дел как "Дело врачей" и "Ленинградской дело".
С именем Хрущева это время связали по той лишь причине, что главным событием времени стал доклад Никиты Сергеевича о культе личности на закрытой сессии 20 съезда партии коммунистов в феврале 1956 года.
Понятно, что социально-политические послабления в стране не могли не затронуть советской культуры, в самом широком ее понимании. Несколько ослабела идеологическая цензура.
В этой области отсчет начала "Оттепели" принято вести с публикации сборника стихов Леонида Мартынова (Стихи. М., "Молодая гвардия" 1955 год).
Литература и стала главным проводником свежих идей и символов.
Пожалуй, главным популяризатором раскрепощенного слова стал А.Твардовский, и его "толстый" журнал с символическим названием "Новый мир", печатавший первые критические произведения.
Например, "Один день Ивана Денисовича", А.Солженицина.
В то же время выходит роман В.Дудинцева "Не хлебом единым", громко и публично заявляют о себе молодые поэты Б.Ахмадулина, Р.Рождественский, А.Вознесенский, Е.Евтушенко и многие другие.
Параллельно с литераторами, на экраны страны один за одним выходят фильмы высокой социальной и художественной значимости.
"Летят журавли" (1957 г.) М.Каракозова; "Весна на Заречной улице" (1956 г.) М.Хуциева и Ф.Миронера; "Чистое небо" (1961 г.) Г.Чухрая, и многие другие.
В 1957 году в Москве прошел "Международный фестиваль молодежи и студентов", что стало огромным событием для страны в целом.
В области изобразительного искусства "Оттепель" не стала ожидаемым явлением нового и значительного.
Вышли из "подполья" многие художники, не относившие себя к проповедникам направления социалистического реализма. С "Оттепелью" связывают рождение андеграунда в изобразительном искусстве.
В 1959 году в Москве, в Сокольниках прошла выставка картин из США. Впервые в Союзе показали подлинники абстрактных импрессионистов Д.Поллока, М.Ротко, В.де Кунинга и сюрреалиста И.Танги.
Наконец, в 1962 году Московское отделение Союза художников СССР, решило отметиться в общем потоке оттепельного культурного творчества.
В московском Манеже открылась масштабная выставка художников, включившая и представителей советского андеграунда.
Рядом с работами маститых представителей социалистического реализма демонстрировались картины "Лианозовской группы": Кроповицких, Рабина, Немухина и других.
Скульптуры Эрнста Неизвестного.
Разгром авангардного крыла выставки в Манеже главой партии и государства Н.Хрущевым, стал началом конца "Хрущевской оттепели".
"Оттепель" конца 50-х, начала 60-х годов прошлого столетия не стала пассионарным толчком во времени. И не могла таковым стать, поскольку ничем выдающимся в области культуры и искусства, как оказалось, не могли похвастаться ни Европа, ни Америка, ни объявившийся советский андеграунд (авангардизм, модернизм и пр.)
Советские литература и кино, стали явлением внутренним, без открытий мировой значимости.
Повторюсь. Касаясь советской живописи социалистического реализма, все стенания, что коммунистическая идеологическая цензура изолировала наше искусство от искусства мирового, тем самым, отбросила его чуть ли не на столетие назад, не имеет ничего общего с действительностью.
А действительность такова, что если от понятия "социалистический реализм" отделить "социалистический", то советское время сохранило главное в искусстве-реализм.
Понимаю, что это вопрос дискуссионный. Но автор и не претендует на истину, а рассуждает как рядовой зритель, если угодно, то как рядовой потребитель, согласно лозунгу: "искусство для народа".
С уважением к читателям, автор.